• Приоритетом Аналитического Центра "Эсхатон" Международной Ассоциации "Мезоевразия" является этнополитическое просвещение, цель которого - содействовать развитию демократии, построению действительного гражданского общества, расширению участия сознательных граждан в общественной и этнополитической жизни, углублению взаимопонимания между народами, культурами, религиями и цивилизациями.

Кирилл Серебренитский: Украинская Автокефальная Православная Церковь: дорога в Константинополь

** Недели две назад мне понадобился текст, который, как мне казалось, должен был лежать в интернете – на поверхности, в нескольких вариантах; поскольку он совершенно необходим для понимания религиозной ситуации и в России, и в Украине. Это – простой рабочий конспект об устремлении современной Украинской Автокефальной Православной Церкви к возвращению под омофор Патриарха Константинопольского.
Но – нет. Как выяснилось, информационное пространство переполнено нарративным сырьём, журналистского характера в основном, оно прямо горами громоздится – под этим заголовком; но простого последовательного изложения событий я не отыскал за несколько часов.
Поэтому пришлось мне самому наспех составить такой конспект, наспех. Речь идёт о событиях известных и, вроде бы, подробно описанных, поэтому я намеренно не задерживаюсь здесь на подробностях.
Общая невнятность всего потока информации объясняется, прежде всего, наверно, напряжённо чувственной полемичностью вбрасываемой в интернет актуальной информацией по этому направлению. Кроме того, есть и сложности исторические; в частности – следующее обстоятельство: наименование УАПЦ употребляется уже  давно  разнообразными религиозными и квази-религиозными структурами, причём некоторые из них даже, по сути, далеки от Православия. Впервые это наименование возникло в 1920 году. На самом деле, ранняя УАПЦ и её ответвления — это радикально обновленческая конфессия, протестантская, по сути, изначально не имевшая Апостольской Преемственности (поэтому оппоненты определяли раннюю УАПЦ термином «самосвяты»). Современная УАПЦ создана в 1942 году, на территории Рейхскомиссариата Украина, то есть, так или иначе, эта иерархия – наследие Германского Рейха. Это неполиткорректное обстоятельство часто заставляло путать исторический след, в частности – настойчиво конструировать историю УАПЦ с 1920 году.

** 24 декабря 1941 года Поликарп (Сикорский), епископ Луцкий, принял в управление православные парафии Польской  Церкви  в Украине — как Временный администратор Польской Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины.
8 — 10 февраля 1942 года в Пинске состоялся Собор украинских архиереев под эгидой ПАПЦ. Присутствовали всего два архиерея — Поликарп (Сикорский), епископ Лукций, и Александр (Иноземцев), архиепископ Пинский. Оба этих архиерея приняли хиротонию уже в Польше : еп. Поликарп (Сикорский) — 1 апреля 1932 года, от ПАПЦ. то есть в юрисдикции Патриарха Константинопольского; еп. Александр (Иноземцев) — 4 июня 1922 года, ещё в Польской Автономной ПЦ,  пребывавшей в юрисдикции Патриарха Московского. На этом Соборе и была учреждена Украинская Автокефальная Православная Церковь; еп. Поликарп был избран Предстоятелем с титулом архиепископа. Были рукоположены ещё три епископа. Собор и новые хиротонии благословил митрополит Дионисий (Валединский), Предстоятель Польской Автокефальной Православной Церкви.
Таким образом, в 1942 году УАПЦ совершенно очевидно унаследовала каноническую преемственность от Польской Церкви. Это было естественно: приходы УАПЦ были сосредоточены в Западной Украине и поэтому до сентября 1939  года пребывали на территории Польши.
К 1942 году  Польская Автокефальная Церковь (Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny) уже без малого двадцать лет пребывала в духовной юрисдикции Вселенского Патриарха Константинопольского.
Польская  Церковь возникла в 1921 году как автономия в юрисдикции Московского Патриархата. В 1923-1924 годах МП РПЦ была фактически парализована властями СССР, патриарх Московский находился под арестом. Митрополит Григорий (Ярошевский), первый предстоятель ППЦ, был убит агентами СССР в Варшаве. Поэтому Польская Автономая Православная Церковь в марте 1924 года перешла в состав Константинопольского Патриархата. Григорий VII Патриарх Константинопольский указом от 13 марта 1924 года утвердил нового Предстоятеля ПАвтПЦ – им стал митрополит Дионисий (Валединский), по происхождению – русский, из духовной семьи, из города Мурома Владимирской губернии.
13 ноября 1924 года Патриарх подписал томос о даровании Польской Церкви автокефалии в составе Патриархата, причём отверг, как неканонический, акт упразднения Киевского Экзархата Константинопольской Церкви в 1686 году. ПАПЦ была признана всеми православными Церквами, — кроме, разумеется, Патриархата Московского. Вплоть до настоящего времени МП не признаёт этот томос.
Следует отметить, что в 1920х-1930х годах среди православной украинской диаспоры нарастало стремление к возврату под духовное окормление Константинополя. В 1937 году была создана автономная украинская епархия Константинопольской Церкви в США, с кафедрой в НьюЙорке.

** УАПЦ в Украине легально существовала всего около двух с половиной лет (1942 – 1944); в это время Вениамин, Патриарх Константинопольский не заявлял открыто о принятии новой автокефалии под свой омофор: действовали жестокие правила военного времени, Турция официально сохраняла нейтралитет, и Патриарх, как подданный Турции, не мог открыто делать заявления, которые могли бы расцениваться как политические.
В 1944-45 годах УАПЦ была уничтожена на территории СССР постановлениями светских властей, духовенство, оставшееся в стране, было загнано в подполье и в значительной степени истреблено физически.
22 июня 1948 года даже ПАПЦ под напором коммунистической власти вышла из-под власти Константинополя и признала юрисдикцию Московского Патриархата (митрополит Дионисий был отстранён от поста Предстоятеля, и до 1958 года был под домашним арестом).

** Почти половину столетия УАПЦ сохранилась только за пределами Украины, в основном в Северной Америке и в Австралии.
После 1945 года основная часть эмигрировавшей паствы УАПЦ собралась во временных лагерях в Западной Германии. 16 июля 1945 года прошёл Архиерейский Собор в в Бад-Киссингене; 12 епископов УАПЦ приняли решение сохранить Автокефальную Церковь в изгнании. В 1946 году в некоммунистической Европе было воссоздано уже 52 парафии УАПЦ, в которых условно числилось около 60 000 прихожан. Предстоятелем УАПЦ оставался митрополит Поликарп; он в 1950 году перебрался в Париж, и скончался в 1953 году. Обычное наименование этой деноминации – УАПЦ в изгнании (или в эмиграции). Затем  УАПЦ возглавил митрополит Никанор (Бурчак-Абрамович), бывший архиепископ Киевский и Чигиринский. Его кафедра находилась в городе Карлсруэ. При нём подчинение УАПЦ в изгнании Константинопольскому Патриархату не было подтверждено. После его кончины (1969) европейские приходы УАПЦ в изгнании в основном подчинились митр. Мстиславу, и вошли на определённых условиях в состав УПЦ в Америке..

** 16 октября 1950 года в НьюЙорке, США, состоялся объединительный Собор. Его организатором, идеологом и вдохновителем стал   архиеп. Мстислав (Скрипник),  рукоположенный в УАПЦ 14 мая 1942 года. На этом Соборе на основе константинопольской епархии в Нью-Йорке была создана Украинская Православная Церковь в США (Украинская Митрополия, Ukrainian Orthodox Church of the USA), которая подтвердила своё пребывание в составе Константинопольского Патриархата. С 1971 года Предстоятелем этой Церкви стал митр. Мстислав (Скрипник).
В конце 1954 года под омофор Константинопольского Патриархата была принята также Украинская Автокефальная Православная Церковь в эмиграции. Её создали в США, на соборе 14 октября 1954 года два архиерея-эмигранта : Палладий (Выдыбида-Руденко), бывший епископ Краковский и Лемковский в ПАПЦ, а затем – викарный епископ (1952 – 1954) Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Америке; а также архиепископ Игорь (Губа), из Украинской Православной Церкви Америки. Предстоятелем стал Палладий, в сане митрополита. Таким образом, сразу две украинские иерархии в США оказались под властью Патриарха Константинопольского. Эта иерархия распалась в 1980 году.

1 апреля 1990 года к юрисдикции Константинопольского Патриархата присоединилась  Украинская Греко-Православная Церковь Канады (она существовала в разных канонических статусах с 1918 года); её возглавлял в это время Василь (Федак), митрополит Виннипега и Всей Канады. С этого времени Канадская Церковь приняла наименование The Ukrainian Orthodox Church of Canada, Украинская Православная Церковь в Канаде.

** С 1989 года УАПЦ начала восстанавливаться на территории СССР, в эту Церковь устремились десятки приходов, прежде всего в Западной Украине. 5 июня 1990 года в Киеве I Соборе УАПЦ избрал митр. Мстислава Предстоятелем УАПЦ.  В те  времена,  казалось, исчезли границы между реальностью и самыми смелыми мечтаниями. Под влиянием явного распада Союза и ослабления Москвы украинские лидеры рассчитывали, что вскоре ослабеет и Московская Патриархия, и УАПЦ будет признана мировым Православием.
Но этого не произошло. В октябре 1990го 92летний митр. Мстислав принял титул  Патриарха Киевского и Всея Украины. , и 18 ноября 1990 года состоялась его интронизация. Это предельно осложнило вопрос о возвращении УАПЦ в состав Вселенского Патриархата, на долгие годы сорвало переговоры.
На три года Патриарх Мстислав объединил православные парафии в Украине и в Диаспоре. Но именно поэтому УПЦ в США также вынуждена была выйти из-под омофора Константинополя.

25-26 июня 1992 года в Киеве прошёл Объединительный собор, на котором объявили о своём воссоединении две обширные православные иерархии, вышедшие из подчинения Московского Патриархата: УАПЦ и Украинская Православная Церковь , во главе которой стоял митрополит Филарет (Денисенко), бывший Экзарх Украины РПЦ. Было объявлено об упразднении прежних деноминаций, и создана Украинская православная Церковь Киевского Патриархата. 

Её Предстоятелем был провозглашен Патриарх Мстислав, — живой символ единой Украинской Церкви, олицетворение некоей иной, параллельной, — не советской и не московской, — исторической альтернативы Украины. Его провозглашение было  символическим актом: патриарх был очень стар, уже не покидал своей резиденции (город Гримсби, Онтарио, Канада); он скончался через год, 11 июня 1993го, на девяносто шестом году жизни. Есть основания утверждать, что Патриарх не признал решения Объединительного Собора.

Сразу после этого Собора, 30 июня 1992 года, митрополит Филарет выехал в Стамбул, для встречи с Патриархом Константинопольским; вместе с ним отправился  митрополит Антоний (Масендич), который представлял иерархию УАПЦ. СМИ Украины поспешно объявили о вхождении Киевского Патриархата в каноническое общение с Вселенским Патриархом, но позже это утверждение было опровергнуто.

В июле 1993 года Патриарх Варфоломей Константинопольский прибыл, по приглашению Патриарха Алексия II, в Москву, и подтвердил официально, что признаёт Украину канонической территорий Московского Патриархата.

Единение Украинской Церкви продлилось ровно один год.  В июне 1993 года Патриарх Мстислав скончался.Митрополит Филарет уверенно предполагал занять его место во главе сотен приходов в Украине, США, Канаде и по всему миру. Но его самовластное правление, как оказалось, не устраивало ни одну из ветвей иерархии.  На Поместном Соборе 7 сентября 1993 года был избрано новый Патриарх Киевский и Галицкий и Всея Украины — 78летний Димитрий (Ярема); интронизация состоялась 14 октября 1993 года. Одновременно, 21 октября, альтернативный Поместный Собор УПЦ КП избрал другого Патриарха, — им стал митрополит Володимир (Романюк).   На протяжении семи лет продолжалось сосуществование двух Патриархов Киевских.
Как известно, Патриарх Димитрий был ревностным сторонником возвращения в Константинополь. Видимо, уже в начале его правления УАПЦ начала переговоры о воссоединении с Вселенским Патриархатом. На долгие годы эти переговоры стали директивой всей экклесиологии Церкви.

** Церковь в Америке после кончины митр. Мстислава возглавил новый Первоиерарх — митр. Константин (Баган), подданный США, уроженец города Питтсбург, Пенсильвания; он был первым епископом американской Украинской Церкви, родившимся вне Украины. Новый Предстоятель впоследствии проявлял определённую заботу о Церкви на исторической родине, но прежде всего он был всегда сосредоточен на американской пастве. Он возобновил переговоры о возвращении в Константинополь.
12 марта 1995 года Синод Константинопольской Церкви снова принял под свой омофор УПЦ в США. Это решение немедленно возобновило конфликт между Москвой и Константинополем; а в первые недели 1996 года обозначилось уже прямое каноническое противостояние. Под омофор Вселенского Патриарха вернулась Эстонская Апостольская Православная Церковь; Патриарх Варфоломей официально возобновил томос, дарованный этой Церкви в 1923 году. Судьбой своей ЭАПЦ во многом была схожа с УАПЦ, и Московский Патриархат был предельно встревожен: очень было похоже, что следующей будет Украина. В конце февраля 1996 года Патриарха Варфоломея перестале поминать в храмах МП; это, строго говоря. означало, что Москва более не считала его главой Православной Церкви. Впрочем, в августе или сентябре 1996го поминовение уже возобновилось.

** 1990е – трудные и смутные годы в Украине; и УАПЦ тоже содрогалась от непрерывных внутренних потрясений. Иерархия УАПЦ распалась на несколько групп. Сейчас фактически в Украине существует несколько противостоящх юрисдикций с таким наименованием, имеющих разные регистрации в МЮ; каждая из них претендует на статус канонической УАПЦ.
Всё же подавляющее большинство приходов УАПЦ группировалась вокруг Киевского Патриархата.
28-30 мая 1997 года в Киеве прошёл Поместный Собор УАПЦ. Он принял Устав Церкви в новой редакции, и там, помимо прочего, содержалась формула — в какой-то степени революционная: Украинская Церковь признавал в одностороннем порядке «особый авторитет в вопросах веры» Константинопольского Патриархата.

** В 1996 году был учреждён Экзархат УАПЦ в России (Российская Истинно-Православная Церковь). 17 июня 1996 года по благословению Патриарха Димитрия был рукоположен для приходов в России 26летний москвич — Иоанн (Модзалевский), епископ Московский и Коломенский. По статусу своему он считался викарным епископом Тернопольской епархии УАПЦ. Рукоположение его произвёл  Мефодий (Кудряков), архиепископ Тернопольский и Подольский, без благословения Патриарха Димитрия; с самого начала развёртывание этой структуры напоминало конспиративную операцию, и архиеп. Мефодий лично сосредоточил в своих руках командование этим церковным десантом в соседнюю державу.

28 марта 1997 года к РИПЦ-УАПЦ присоединился Амвросий (Катамадзе), архиепископ Никорцминды и Рача-Ткибули (Грузинская Православная Церковь), с 1992 года – политический эмигрант (позже он был лишён ГПЦ архиерейского сана). На первый взгляд. Была завоёвана новая позиция: в составе епископата РИПЦ-УПЦ появился канонически безупречный архиерей. Но его появление немедленно породило нарастающую последовательность событий, которые вскоре окончательно разрушили эту иерархию.
Уже через два дня, 30 марта 1997 года, по настоянию архиепископа Амвросия был рукоположен приехавший с ним архимандрит Моисей (Ходжава), с титулом епископа Гайната и Имерети. Хиротонию совершили архиереи РИПЦ: епископ Иоанн (Модзалевский), епископ Стефан (Линицкий) и архиепископ Амвросий (Катамадзе).
За два дня до Поместного Собора в Киеве, 26 мая 1997 года произошёл первый московский мятеж: три архиерея РИПЦ, еп. Стефан (Линицкий), живший в Москве, еп. Серафим (Кучинский), приехавший из Псковской области, и недавно присоединившийся грузинский архиепископ Амвросий (Катамадзе) объявили, что принимают на себя управление Московской епархией, и создали Совет преосвященных московских викариев. Еп. Иоанн Московский был лишён власти над приходами в Москве, за исключением собственного домового храма, и, соответственно, РИПЦ де-факто выходила из подчинения Киеву.
12 — 15 июня еп. Иоанн собрал 1-й Епархиальный Съезд в Москве, причём другие архиереи на него не явились. Он отказался от имени съезда признавать Совет Викариев.
В эти же дни развернулся параллельно – грузинский инцидент в РИПЦ. В июне 1997 года была распостранена информация о том, что создана Грузинская Истинно-Православная Церковь под омофором УАПЦ. Епископ Моисей тайно выехал в Грузию для организации катакомбных приходов. Эта акция, слишком болезненно соприкасалась с политическим противостоянием внутри Грузии, поскольку архиепископ Амвросий был одним из предводителей радикальной оппозиции — сторонников свергнутого Президента Звиада Гамсахурдиа. Основание Грузинской ИПЦ произошло без благословения Патриарха Киевского. Это событие мгновенно осложнило для Киева и без того трудные переговоры с Константинополем.
Тогда же, 14 июня 1997 года три мятежных архиерея провели расширенное заседание Священного Синода, и одновременно Архиерейский Собор РИПЦ. Архиереи РИПЦ отказались признавать авторитет экуменического Патриарха Константинопольского, и официально заявили, что временно разрывают юрисдикционное подчинение и каноническое общения с УАПЦ, и приняли постановление о полной независимости от УАПЦ.  Был избран Предстоятель (Первоиерарх) РИПЦ — Амвросий (Катамадзе), с титулом митрополита Крутицкого.
18 июня еп. Иоанн (Модзалевский), верный Киеву, созвал Поместный Собор и запретил в служении всех остальных архиереев УАПЦ. 26 июня 1997 года РИПЦ в ответ провела свой первый Архиерейский Собор в режиме автокефалии, и предала анафеме УАПЦ.

** Патриарх Димитрий скончался в феврале 2000 года. В своём завещании он просил содействовать воссоединению УАПЦ с КП. С этого времени Синод УАПЦ отказался от собственного Патриархата и решительно стремится войти под омофор Вселенского Патриарха.
Постановлением от 1 марта 2000 года Собор УАПЦ призвал исполняющим обязанности Предстоятеля — это был митрополит Константин (Баган) , Первоиерарх УПЦ в США в юрисдикции Вселенского Патриархата.
21 марта 2000 года митр. Константин (Баган) подписал письмо, из которого следовало, что до избрания нового Предстоятеля он вступил в управление УАПЦ и изъявил согласие на поминовени его имени на литургии; управляющим Киевской епархией был от его имени назначен архиеп. Игорь (Исиченко).
Но он только полгода правил УАПЦ. 14 сентября 2000 года был избран новый Предстоятель УАПЦ — митр. Мефодий (Кудряков). Он принял решение отказаться от титула Патриарха и Местоблюстителя Патриаршего престола.  Казалось поначалу, митр. Мефодий  также настойчиво стремится к возвращению под омофор КП. Тем не менее, процесс слияния УАПЦ и константинопольской УПЦ в США снова замедлился.
В это время  архиеп. Игорь (Исиченко), управляющий Киевской епархией, — считавшийся в это время едва ли не самым влиятельным иерархом УАПЦ, (его расценивали в то время как полноценного  оппонента митр. Мефодия), — открыто отстаивал   необходимость   прямого вступления  Украинской автокефальной Церкви юрисдикции Украинской Православной Церкви в США. Но официально митр. Константин (Баган) отказался создавать собственную иерархию в Украине. Архиепископ Игорь с 27 сентября 2000 года был назначен личным представителем митрополита Константина в Украине.

Уже  осенью 2000 года возникла прямая угроза «константинопольского раскола»; и – действительно, раскол произошёл весной 2003 года.
Непосредственно перед этими событиями, — в декабре 2002го-январе 2003го, — архиеп. Игорь побывал в Египте, куда его пригласил Гавриил, епископ Бени-Суэйфа (Коптская Церковь). Аудиенцию украинскому архиерею дал Пётр VII Папа-Патриарх Александрийский и Всей Африки. В связи с этим в СМИ появились даже обеспокоенные сообщения о возможности ухода УАПЦ в Африканскую Церковь.
Уже 18 февраля 2003 года митрополит Мефодий издал указ, согласно которому архиеп. Игорь отстранялся от евхаристического общения с паствой вплоть до покаяния.

** Архиепископ Игорь вскоре перешёл в наступление: 3 марта своим указом он объявил, что выходит из-под архипастырского окормления митр. Мефодия, поскольку тот отверг духовную опеку Предстоятеля американской Церкви, и тем самым разрушил полноту и единство паствы и духовенства. В своём указе архиеп. Игорь сообщил, что истинными архиереями УАПЦ, по его убеждению, отныне остаются митр. Андрей Ивано-Франковский и архиеп. Макарий Львовский. Остальные архиереи УАПЦ более не являются членами иерархии.
20 апреля митр. Мефодий созвал по этому поводу Архиерейский Собор, его решение бло предопределено, казалось; но больше месяца вердикт не оглашался. Видимо, мятежного архиепископа пытались усмирить. Наконец, 15 мая 2003 года митр. Мефодий подписал указ, которым архиеп. Игорь был исключён из числа архиереев УАПЦ.
7 июля 2003 года архиеп. Игорь объявил, что он сам и вместе с ним 16 приходов Харьковско-Полтавской епархии покидают УАПЦ; была объявлена церковная автономия епархии. Духовным опекуном  этой епархии был провозглашён Константин (Баган), митрополит Иринопольский.
В 2006 году епархия Харьковская и Полтавская объявила о своей полной автономии по отношению к действующему руководству УАПЦ; было зарегистрировано новое религиозное объединение —  Харьковско-Полтавская епархия Украинской Автокефальной Православной Церкви (обновлённая). Её по-прежнему возглавил архиепископ Игорь. (Это деноминация часто ошибочно упоминается под названием  Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновленная)).

Автономная епархия эта — так или иначе, фактор единения Украинской Автокефалии и Константонопольского Патриархата, пусть и — одностороннне (своего рода — канонический абордажный крюк, с помощью которого Украинская Церковь вцепилась в борт древнего корабля Вселенской Патриархии). Епархия считает своим духовным главой Первоиерарха  Украинской Православной Церкви в США, находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата (с октября 2012 года во главе этой Церкви, после смерти митр. Константина, встал другой гражданин США, — Антоний (Щерба). архиепископ Иерапольский). В уставе  этого сообщества  отчётливо сказано, что епархия  признаёт «особый духовный авторитета Вселенского Патриарха», имя которого возносится за богослужением.

При этом УАПЦ (о) не признаёт факта раскола, а считает себя частью УАПЦ, отвергающей возглавление митр. Мефодия.

** В 2005ом Украину возглавил Президент Виктор Ющенко, — человек, который всегда манифестовал себя в качестве православного христианина, и, кажется, вполне искренне; он был прихожанином Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, и на протяжении всего своего правления стремился к созданию единой Украинской Церкви. Для объединения украинского православия в одну иерархию он использовал и политические возможности. В 2005 – 2007 годах Виктор Ющенко открыто оказывал поддержку УПЦ КП, во главе которой стоял престарелый Патриарх Филарет (Денисенко). В эти годы УАПЦ откровенно вытеснялась, и епископы Киевского Патриархата сумели, при содействии администрации, отобрать многие исторические храмы у УАПЦ и других православных деноминаций.

В феврале 2007 года Совет митрополии Украинской Православной Церкви в США, выступив непосредственно в качестве представителей паствы Вселенского Патриарха, обратился к Патриарху Варфоломею с призывом: решительно вмешаться в процесс церковного строительства в Украине, и, в числе прочего — помочь оградить сестринскую УАПЦ  от нарастающих  атак Киевского Патриархата.
К исходу 2007го стало ясно, что никакого слияния не предвидится, противостояние между тремя основными ветвями Православия в Украине даже усилилось.
Тогда и Ющенко обратился к константинопольскому проекту. По официальному приглашению Президента с 25 по 27 июля 2008 года в Киеве пребывал Варфоломей I, Патриарх Константинопольский.
Архиепископ Иоанн (Модзалевский) писал:
«Президент не стал первооткрывателем «константинопольской темы». К Константинополю апеллировали и предыдущие главы государства — Кравчук и Кучма. Однако именно Ющенко сделал на Фанар главную ставку в решении украинского церковного вопроса. Вселенского Патриарха встречали в Киеве в формате, приличествующем встрече главы государства. Визит сопровождала масштабная пиар-компания в Украине и за рубежом. Но, невзирая на ожидания президента, визит Вселенского Патриарха не привел к вхождению в состав Константинопольского патриархата независимых от Москвы церковных юрисдикций Украины. И если для автокефальных юрисдикций, особенно для УАПЦ, визит Святейшего патриарха Варфоломея стал одним из важных этапов в их диалоге со вселенским православием, то для В. Ющенко отсутствие оперативного результата в диалоге с Фанаром стало еще одним масштабным политическим поражением. Проект объединенной поместной Церкви рассматривался президентом и его командой как один из знаковых для его будущей кампании «Ющенко объединил Церковь». Однако в церковной сфере президенту повезло не многим более, чем во всех остальных».

** С 2000 года времени УАПЦ считает свой статус неопределённым и пребывает в ожидании присоединения к Константинопольскому Патриархату. С 2006 года создана комиссия по объединению УАПЦ и УПЦА (КП).
28-30 августа 2009 года Синод УАПЦ объявил о намерении присоединится к Константинопольскому Патриархату на правах автономии.
В первые дни октября 2009 года для переговоров с митр. Мефодием в Киев прибыло посольство Константинопольского Патриарха. Во время этих переговоров с позиций канонического права) было признано, что вступление УАПЦ под омофор Константинополя теоретически возможно, и препятствием тому служит именно церковно-политическая ситуация.
16 июля 2010 года Архиерейский Собор УАПЦ принял одностороннее решение: для всех храмов УАПЦ обязательно поминовение Константинопольского Патриарха на литургиях. Сейчас мятежный архиеп. Игорь (Исиченко) остаётся радикальным сторонником возвращения УАПЦ под омофор Константинопольского Патриархата. Согласно его концепции, УАПЦ с 1942 года всегда непрерывно оставалась и в настоящее остаётся автокефалией под омофором Вселенского Патриарха. Она нуждается только в подтверждении этого статуса, чему мешают обстоятельства политического и административного, а не канонического характера.
Например, 14 марта 2012 года, в своём докладе на ХХІІ епархиальном соборе Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ(о), архиеп. Игорь заявил: » что, с точки зрения государственного законодательства Украины, Харьковско-Полтавская епархия действует как независимое религиозное объединение, подчиняясь только своему собору и епархиальному архиерею. А с позиций канонического права, по его словам, Харьковско-Полтавская епархия от 27 июля 1942 г. «является лишь частью УАПЦ», которая сегодня возглавляется митрополитом Константином (Баганом) и входит в юрисдикцию Константинопольского патриархата».

** Преобладающее большинство упоминаний УАПЦ в Рунете сопровождается определением «неканоническая», «непризнанная», «раскольничья группировка»; но это только на первый взгляд кажется доказанной аксиомой. Неканоничность УАПЦ — это официальная позиция МП РПЦ; но есть все основания полагать, что это, скорее, — пропагандистское, манифестационное, так сказать, листовочное заявление. Дело в том, что дискуссия по этому поводу продолжается и даже нарастает. И юрисдикция, за которой остаётся в данном споре решающее слово, — вселенский Патриархат. и иерархии других Православных Церквей, находящихся в литургическом общении с МП РПЦ, далеко не всегда разделяют эту точку зрения. Чаще всего православные канонисты за пределами России просто уклоняются от участия в обсуждении слишком запутанной экклесиологической проблемы Украинской Автокефалии.
Главное препятствие на пути к признанию УАПЦ — это сопротивление МП РПЦ, по сути, ультимативное.
Константинопольский Патриархат чрезвычайно лояльно относится к вопросу адаптации УАПЦ. До сих пор не было ни одного официального документа за подписью Вселенского Патриарха, который бы содержал отчётливый отказ в воссоединении УАПЦ. При этом подобные акты вполне возможны и, по необходимости, употребляются. Так, например, в 2004 году КП безусловно отказал в признании УАПЦ-канонической (Предстоятель — митр. Моисей (Кулик)).
Даже в строгих параметрах мировоззрения МП РПЦ определение УАПЦ как непризнанной и неканонической — формально неправильно. Более точное определение — суть: УАПЦ — это Церковь, почитающая себя автокефалией под омофором Константинопольского Патриархата пребывающая в ожидании канонического признания».

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • Live
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

  • «… Зажги свой огонь.
    Ищи тех, кому нравится, как он горит»
    (Джалалладин Руми)

    «… Есть только один огонь — мой»
    (Федерико Гарсиа Лорка)

    «… Традиция — это передача Огня,
    а не поклонение пеплу»
    (Густав Малер)

    «… Традиционализм не означает привязанность к прошлому.
    Это означает — жить и поступать,
    исходя из принципов, которые имеют вечную ценность»
    (Артур Мёллер ван ден Брук)

    «… Современность – великое время финала игр олимпийских богов,
    когда Зевс передаёт факел тому,
    кого нельзя увидеть и назвать,
    и кто все эти неисчислимые века обитал в нашем сердце!»
    (Глеб Бутузов)