• Приоритетом Аналитического Центра "Эсхатон" является этнополитическое просвещение, цель которого - содействовать развитию демократии, построению действительного гражданского общества, расширению участия сознательных граждан в общественной и этнополитической жизни, углублению взаимопонимания между народами, культурами, религиями и цивилизациями.
    Группа АЦ "Эсхатон" ВКонтакте - https://vk.com/club16033091
    Книги АЦ "Эсхатон" - http//geopolitics.mesoeurasia.org


Кирилл Серебренитский: Африка. Православие. Украинские иерархии. I

1.
В современной внемагрибской (суб-сахарской) Африке в XXI веке выявились, по крайне мере, две православные иерархии, преемственность которых исходит из Украины.
У их истоков стоял два весьма известных украинских архиерея: Григорий (Огийчук), архиепископ Житомирский, и Палладий (Видыбида-Руденко), митрополит Краковский и Львовский.
Григорий был рукоположен в сан епископа в 1942 году (Украинская Автокефальная Православная Церковь); Палладий — в 1941 году, (Польская Автокефальная Православная Церковь).
Во времена Второй Мировой Войны эти архиереи управляли своими епархиями: первый — на территории Рейсхкомиссариата Украина, второй — в Генералгувернементе (Польша). Затем они оказались в эмиграции, обосновались в США и там создали свои деноминации.
Разумеется, эти архиереи сами никогда не были в Африке. Между ними и африканскими православными сообществами — два-три поколения хиротоний.
В первые годы 21 века (2006-2007) наследие этих иерархических линий соединил в своей юрисдикции — Моисей (Кулик), Патриарх Киевский и Галицкий, предстоятель Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической.

религиозный лидер, в своё время шумно известный и — мягко говоря, эпатажный;

В данном случае следует отметить, прежде всего, — следующее обстоятельство: непосредственно формирование первых экклесий украинской традиции в Камеруне, Центральнафриканской Республике, в Габоне, Конго-Киншаса и Чаде — произошло в годы, когда глава юрисдикции, Моисей (Кулик), пребывал — в Киеве.

2.
** Африканская украинская православная иерархия, источником которой был митрополит Григорий (условное наименование — АУПИ (Г) — весьма обширна. Она чрезвычайно зыбка и разрозненна, и, собственно, совершенно не исследована.

Насколько я знаю, это — первая попытка её эскизного описания на русском языке.

Она представлена, по крайней мере, в двенадцати странах Африки: Камерун, ЦАР, Конго-Браззавиль, Конго-Киншаса, Габон, Бенин, Того, Мадагаскар, Кения, Замбия, Маврикий, Французский Реюньон. В основном это франкофонные страны. Возможно, сейчас подавляющее большинство прихожан и даже клириков этой деноминации не подозревают об украинском происхождении своего christianisme orthodoxe.
Африканская иерархия, источником которой является митрополит Палладий, (АУПИ (П)) — невелика. Пока что ей освоена только одна страна — Экваториальная Гвинея. Есть упоминания о миссиях в Конго-Киншаса и Того, но, похоже, эти сообщения нуждаются в уточнении.

АУПИ (Г) сейчас находится в юрисдикции, известной в последние годы как Православный Патриархат Наций (Patriarcat Orthodoxe des Nations).
АУПИ (П) до сих пор принадлежит (возможно, символически) к конфессиональному сообществу Украинская Православная Церковь в Мексике (Iglesia Ortodoxa Ucraniana en Mexico). Во главе которого до сих пор (по крайней мере, на 2016 год) символически пребывает Моисей (Кулик), с титулом Патриарха Киевского.

I.

3.
** После окончания войны некоторые православные активисты украинской эмиграции, оказавшиеся в западной зоне оккупации, решили создать новую конфессиональную структуру, совершенно независимую от любых внешних факторов. Этому способствовал строгий запрет на политическую деятельность эмигрантских группировок на территории оккупационных зон.
25-26 августа 1947 года в Баварии, в Ашаффенбурге (в то время почти полностью разрушенный город) прошёл собор оппозиции в УАПЦ (60 мирян и 7 священников). На этом соборе была воссоздана Украинская Автокефальная Православная Церковь Соборноправная. (Соборноправна Українська Автокефальна Православна Церква). Примасом был заочно провозглашён архиепископ Иоанн (Теодорович), который к тому времени уже почти четверть века возглавлял приходы УАПЦ в США и Канаде. Но этот престарелый архиерей отверг сотрудничество с соборноправниками.
Но вскоре был изыскан другой епископ: уже 7 октября 1947 года к Соборноправной Церкви присоединился Григорий (Огийчук), архиепископ Житомирский. Он был эвакуирован с Украины при отступлении вермахта и проживал в Германии с 1944 года.
После создания ГДР (1949), в условиях нарастания угрозы советского вторжения, началась массовая миграция украинцев из Европы в Северную Америку. В 1950ом в США перебрался и архиепископ Григорий. Он обосновался в Чикаго.
Так образовалась новая конфессия, существующая до сих пор, — правда, уже в виде многочисленных ответвлений: Украинская Автокефальная Православная Соборноправная Церковь Северной и Южной Америк и Диаспоры (Ukrainian Autocephalous Orthodox Church Sobornopravna of North and South America).
В 1971 года Григорий (Огийчук) принял внушительный титул — Местоблюститель Патриаршего трона Киевского и всея Руси-Украины, и был возведён в сан митрополита. К этому времени было уже очевидно, что в эмиграции надежды собора в Ашаффенбурге не сбылись: СУАПЦ в Америке оставалась конфессией экзотичной, сравнительно немногочисленной, и объединяла незначительную часть украинской православной эмиграции.
Митрополит Григорий умер в 1985 году. После его кончины СУАПЦ-УАПЦСиЮА распалась на несколько малых конфессиональных групп; все они были весьма американизированы.
Одно из ответвлений этой иерархии возглавил с 1985 года митрополит-архиепископ Андрей (Виллиам-Пражский, или Працкий). После его смерти в 1990 году эту Церковь возглавил митрополит-архиепископ Алексий (Ницца) (Metropolitan Alexis (Nizza), — уже не украинец, а сицилиец по происхождению, принадлежавший ранее к Итало-Греческой Церкви; он проживал в основном в НьюЙорке.
Около 2000 года эта иерархия (если верить сообщениям с её сайтов) объединяла 18 приходов в США и 5 приходов в Канаде. В основном это были условные приходы, домашние церкви, — разбросанные в квартирах и коттеджах.
Но во главе этой иерархии действительно стояли этнические украинцы, точнее — американцы украинского происхождения.

4.
В 1999ом митрополит Алексий ушёл на покой. После него во главе УАПЦСиЮА снова встал этнический канадский украинец — митрополит Стефан (Бабий-Петрович) /Stephan (Babiy-Petrovich),
/, митрополит Всея Америки
. Его кафедра находилась в Кливленде (собор св. кн. Бориса и Глеба). Вторым иерархом стал Михаил (Явчак-Чэмпион), / Mykhayil (Yavchak-Champion)/ архиепископ Кливленда, карпаторосс по происхождению, бывший греко-католический семинарист.

Впрочем, это были, судя по всему, не слишком деятельные персонажи.
Более активен был Даниил (Смит), титулярный епископ Мармароса, викарий Нью-Йоркский (с 1999 года).
Вслед за ним в 1999 или 2000 году в иерархии появился его близкий друг и соратник — иеромонах Павел Джезеп (Язеп). Этот последний уже приблизительно с 2001 года эту конфессиональную группу де-факто возглавил.
Павел Джезеп, молодой американский украинец, поначалу он числился просто советником Предстоятеля. Уже в 2003ем Павел Джезеп был рукоположен в архиерея и принял сан титулярного епископа Зела.
Это — фигура многозначительная: профессиональный политический аналитик и технолог, видный учёный-политолог; участник весьма серьёзных политических проектов. Именно благодаря ему это небольшая конфессия стала достаточно известна. Название UAOC-Sobornopravna замелькало в справочных изданиях на разных языках.

5.
** Осенью 2002 года к этой конфессии присоединился иеромонах Савва (Кулик). Это был уже настоящий, чистокровный украинец; он только что приехал из Украины.
Олег Иванович Кулик родился в 1962ом, в селе Меджибож Летичевского района Хмельницкой области. По светской профессии он — музыкант, учитель пения, флейтист. В 1989ом — диакон и регент Архиерейского хора в Рождественском соборе, был там рукоположен в сан диакона.
В том же году ушёл в УАПЦ, и там стремительно занял высокие посты: в мае 1990го он — митрополичий администратор для Хмельницкой, Винницкой и Житомирской областей, в ноябре — иерей. В августе 1992го о. Олег Кулик выехал в США. В 1995 — 1997ом он служил в приходах Украинской Православной Церкви США и Диаспоры (Константинопольский Патриархат). В 1997 году о. Олег решил уйти в свободное плавание: он создал собственный, независимый ортодоксальный приход в Детройте, Техас. И пробовал возглавить движение американских сторонников создания единой украинской Церкви.
В 2000ом иерей Олег Кулик вернулся в Украину, и был принят в клир Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Сначала его направили в Ужгород, Закарпатской области. Там о. Олег развёлся с женой. С этого времени он — иеромонах о. Савва.
В подробностях биографию этого архиерея проследить не так просто: тексты, сохранившиеся в интернете, — это или компромат, причём выдержанный в стиле советского фельетона, или, наоборот, экстатически восторженные апологии.
Сам же Моисей (о. Савва, о. Олег) не был склонен к мемуарному жанру и не слишком часто давал интервью.
Сообщается: два года о. Савва добирался епископской хиротонии в Киевском Патриархате. Но окружение Патриарха Филарета по какой-то причине уже было в нём разочаровано и очевидно его отвергало. О. Савва был отправлен в в Свято-Михайловский мужской монастырь. Там «братия со временем начала замечать в его поведении и взглядах странные вещи: иеромонах Савва стал проповедовать целиком неправославное учение о перевоплощении и переселении душ, заявлял о своем непосредственном общении с Господом, Божьей Матерью, святыми и ангелами, высказывал мысль о том, что он является боговидцем и перевоплощением пророка Моисея».

6.
** В сентябре 2002 года о. Савва снова прибыл в США. Вызвали его иерархи из незаметной в то время группы УАПЦСиЮА, во главе которой уверенно встал политтехнолог Павел (Джезеп).
Иеромонах Савва был принят в УАПЦСиЮА с переименованием; теперь он — архимандрит Моисей. (Archimandrite Moses (Koulik).
Сразу же после его прибытия, 1 октября, состоялся специально созванный Собор эмигрантской Церкви в городе Кливленд, США.

10 октября 2002 года архимандрит Моисей был рукоположен в сан епископа и сразу же возведён в чин Митрополита Киевского и всей Руси-Украины.
Далее под руководством Павла (Джезепа) была разработан головокружительно амбициозный проект: крохотная американская конфессия вознамерилась завоевать историческую родину, Украину.

Предполагалось, что Киевский Патриархат — искусственное, шаткое сооружение. Казалось, что вполне возможно перехватить управление в бурлящих украинских приходах, и, по возможности, даже в некоторых епархиях. И, в ближайшие годы создать альтернативный Патриархат.
Все надежды были возложены на митрополита Моисея; на его способности организатора, харизма проповедника, его явные таланты политика, его знание подлинной Украины и личные связи на родине.
Вскоре после хиротонии митрополит Моисей выехал в Киев, «для возобновления Киевской Митрополии и возрождения УАПЦ-Соборноправной на Украине с правом полного административного управления и духовной опеки». Указ о его назначении подписали: митрополит Стефан (Бабий-Петрович) и архиепископ Михаил (Явчак-Чэмпион).
1 ноября 2002 года Митрополит Стефан (Бабий-Петрович) устроил маленькую пресс-конференцию — на которой заявил, что UAOC-Sobornopravna возвращается в Украину.

II.
7.
** Приблизительно через четыре месяца после рукоположения и отъезда митрополита Киевского — обозначилось ещё одно направление экспансии UAOC-Sobornopravna: Франция.
В феврале 2003 года в США приехали два французских православных священника — Каллист (Монсольв), из Корреза, и Николас (Дюваль), из Парижа.
Эти французы также намеревались примкнуть к украинской православной традиции и прибыли в поиске архиерейской хиротонии.
1 марта 2003 года Каллист (Монсольв) был рукоположен в сан епископа. Хиротонию совершили два иерарха: митрополит Стефан (Бабий-Петрович) и престарелый митрополит Алексий (Низза), бывший Примас.
Затем (в этот же день?) был рукоположен Николас (Дюваль). В его хиротонии, вместе со Стефаном и Алексием, участвовал уже епископ Каллист.
Возникла украинская православная Митрополия Франции. Её возглавил Каллист, митрополит-архиепископ Парижский, Примас Франции.
Николас (Дюваль) получил должность коадъютора Митрополии.

** Иеромонах Каллист (Callixte, или Kallistos), в миру Пьер Паскаль Монсольв, (Pascal Pierre Monsolve), — персонаж загадочный. До приезда в США он, вроде бы, принадлежал к некоей Французской Православной Церкви, иерархия которой исходила от одного из ответвлений Греческой Старокалендарной Церкви (Eglise orthodoxe francaise succession Eglise Grecque du vieux calendrier»). Следов в интернете эта конфессия не оставила. Возможно, она существовала очень недолго, и о. Каллист являл собой всю эту греко-французскую конструкцию.

О. Николас (в миру Christian Victor Duval)) был уже немолод (50 лет). В отличие от Каллиста это был клирик ярко и несколько тревожно известный в узких кругах французского православия. Видимо, он был инициатором обращения к украинской иерархии США, поскольку уже раньше (с 1990го до 1996го) состоял в клире Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

8.
С 1982 года о. Николя Дюваль примыкал к группе, которую возглавлял епископ Вижиль, Mgr Vigile, в миру Валентэн Санчес Моралес (Valentin Morales), (умер 16 апреля 2009 года). Это небольшое, но достаточно деятельное объединение православных христиан во Франции; епископ Вижиль служил и по православному, и по галликанскому обрядам.
Чаще всего французские исследователи эту группу обозначают просто: la fondation Val Moral.
Это сообщество врем я от времени изменяло наименование, и переходило из одной юрисдикции в другую, поэтому его историю отследить не так просто.
Примерно с 1984 года за ним закрепилось название Французская Православная Церковь, L’Eglise Orthodoxe Francaise.
В ноябре 1987 года группа Вижиля присоединилась к сложной и шаткой конструкции, которая объединяла, на весьма свободных основаниях, православные приходы в разных странах Европы. Это была Святая Автономная Митрополия Западной Европы, более известная как Священный Миланский Синод (le synode de la Métropolie Orthodoxe d’Europe Occidentale).
О. Вижиль (Санчес Моралес) был заново хиротонисан в этой иерархии с титулом епископа Парижского.
И — следующий решительный шаг, внезапный: в 1990 году Французская Православная Церковь вошла, как церковь-сестра, в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата — «va se trouver désormais en pleine communion» .
(В краткой истории ФПЦ на французском языке повторяется другая дата воссоединения: 1989 год. Но тогда Киевского Патриархата ещё не было).
Украинская Православная Церковь США в составе Константинопольского Патриархата, Ukrainian Orthodox Church of the USA: самое многочисленное объединение православной украинской диаспоры. С 1971 года во главе его стоял митрополит Мстислав (Скрыпник) (1898 + 1993). Постоянная его резиденция Андреевский кафедральный собор в Саут-Баунд-Брук, близ НьюЙорка, США.
Именно на основе этой конфессии в Украине был воссоздан уже существующий Киевский Патриархат — на соборе в Киеве, 5 июня 1990 года. 18 ноября 1990 в Соборе святой Софии в Киеве прошла интронизация Патриарха; им стал Мстислав I. Возникла Украинская православная церковь Киевского патриархата.

9.
** В 1993 году произошёл неожиданный исторический зигзаг европейской православной экклесиологии: вся Автономная Митрополия Миланского Синода вошла в юрисдикцию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Несомненно, Вижиль Парижский был лидером и вдохновителем этого процесса.
11 июня 1993 года 95-й летний Патриарх Мстислав умер в Гримсби, провинция Онтарио, Канада. В октябре был избран новый Предстоятель — Патриарх Володимир (Романюк).
20 марта 1994 года Володимир издал томос, которым признавал автономию Митрополии Западной Европы.
В это время французский епископ Вижиль обладал весьма ощутимым влиянием в Киеве.
«Des liens de grande comprehension naissent entre le Patriarche et Mgr VIGILE … Une reelle amitie nait alors entre ces deux hommes qui partagent une conception identique, simple et humble, de la vie de l’Eglise ou Dieu est toujours « premier servi ».», — указано на сайте.

Патриарх Володимир часто упоминал, что Вигилий Парижский — его близкий друг. Сам Патриарх несколько раз бывал во Франции, и как-то прожил подряд пятнадцать дней в монастыре Сен Мишель, в гостях у епископа Вижиля.
14 июля 1995, при весьма таинственных обстоятельствах, Патриарх Володимир был убит в Киеве.
20 октября 1995 года на Поместном Соборе был избран новый Патриарх Киевский и всея Руси-Украины — Филарет (Денисенко).
С ним у епископа Вижиля отношения не сложились. Уже через десять месяцев, 11 августа 1996 года, епископ Вигилий Парижский официально объявил о том, что Французская Церковь покинула юрисдикцию Киевского Патриархата. Одновременно было прервано каноническое общение с Миланским Синодом. ФПЦ стала снова совершенно независимой.

10.
** В 2000 году иеромонах Николас (Дюваль) покинул ФПЦ. И присоединился к юрисдикции, которое только что возникла: она известна в основном под наименованием Сиро-Православная Церковь (франкоязычная) — L’Église syro-orthodoxe francophone. Известны другие наименования: Métropolie syro-orthodoxe francophone, Église syrienne orthodoxe de Mar Thomas, Église syrienne de Brévilly.
Это была совсем малочисленная, точнее, скорее даже символическая группа, — по сути, непрочное, транзитное сообщество разнообразных богоискателей.
Продержалась она недолго: самоупразднилась 25 сентября 2012 года.
Главной опорой и духовным центром этого сообщества был независимый монастырь Богоматери Милосерия (monastère Syriaque Notre Dame de Miséricorde), в коммуне Chandai, департамент Орн. Его создали непримиримые радикалы-католики, отвергающие современный Ватикан — традиционалисты и седевакантисты. В других регионах Франции было ещё 5-6 приходов, в основном символических, которые признавали духовный авторитет монастыря Шандэ. Лидером этого движение был аббат Филипп Миге (Philippe Miguet).
В июле 2000 года лидеры этой общины окончательно решили принять «сирийскую традицию», чтобы разорвать все связи, в том числе литургические, с Римской Церковью.
Была намечена иерархия, к которой община готовилась примкнуть — автономная Малабарская Сирийская Церковь (l’Église malabare indépendante). Она пребывала на юге Индии, в штате Керала. В это время во главе этой иерархии стоял Иосиф Мар Курилос IX (Alathoor Panakkal Joseph Mar Koorilose IX (1986 — 2001)).
Именно тогда в монастыре Шандэ появился иеромонах Николас (Дюваль). Его пригласили занять трон Примаса новой конфессии. Несмотря на то, что этот экс-украинский священник до того времени не имел никакого отношения к Сирийской Церкви. 1 сентября 2000 года Николас (Дюваль) был рукоположен в сан епископа-миссионера (évêque administrateur des missions) для Франкоязычной Сиро-Православной Церкви. Сведения об этом его первом возведении в архиерейский сан крайне невнятны. Сообщается, что хиротонию совершил некий Патриарх Борис I (Boris 1er), ему сослужили епископы «Mgr Jean Michel и Mgr Paul».
Патриарх Борис — это некий Борис Ле Маж Тимошенко, (Boris Le Mage Timotchenko), 2ой избранный Патриарх Галлов, «Visiteur Apostolique Elu 2°em. Patriarche».
Его апостольская преемственность исходит от Галликанской Католической Церкви (L’Eglise catholique gallicane dite du Gazine). В свою очередь, эта иерархия выводит свою родословную также от сиро-православных христиан Индии. Родоначальник галликанского епископата — француз Мар Тимотеус (Вилятт) в 1892 году; его хиротонию совершил Юлиус (Альварес), митрополит-архиепископ Цейлона, Гоа и всей Индии, управляющий всеми приходами латинского обряда в юрисдикции Патриарха Антиохийского. По рождению — гоанский индо-португалец из знатного рода.

Галликанская Церковь на протяжении всей второй половине ХХ века делилась на микроскопические общины, о которых известно очень мало. Патриарх Борис Ле Маж Тимошенко возглавлял, похоже, наименее известную галликанскую группу¸ и следов в источниках почти не оставил.

III.
11.
** Епископ Николас (Дюваль) недолго пробыл во главе эфемерной Сиро-православной франкофонной церкви: менее трёх лет. Примкнул, видимо, летом 2000 года, покинул эту иерархию — до начала 2003 года. В некоторых сообщениях он упоминается как митрополит Николас.
Видимо, в 2002 году произошла несколько комичная неприятность. Митрополит Николас (Дюваль) на торжествах в знаменитом лурдском Санктуарии рекомендовался как «représentant du Patriarcat d’Antioche», представитель Антиохийского Патриархата. Известие об этом визите попало в прессу. Через некоторое время из Дамаска, из секретариата сиро-яковитского Патриархата Антиохии и Всего Востока пришло заявление: такого представителя нет и никогда не было, это — самозванец.
Видимо, из-за этого Николас вынужден был покинуть сирийско-французскую иерархию.
Но именно в этот период, в 2000 году, впервые обозначилось некое сообщество духовных детей Николаса в Африке.
Это была миссия (видимо, очень небольшая) в Камеруне, в столичном Яунде.
Её возглавил Матьё де Жезус Энийэге (Mathieu De Jesus Enyegue).
В 2000 году, — осенью или в начале зимы, — епископ Николас (Дюваль) побывал в Яунде. Матьё Энийэге был им рукоположен в сан диакона сирийско-франкофонной Церкви.
В 2002 году была образована сиро-православная епархия Камеруна. Матьё де Жезус был рукоположен в сан епископа («est élevé à la gloire des autels»). Тогда же при Сирийской Православной Церкви франкоязычной была создана благотворительная организация помощи детям Камеруна — L’association Caritative « Solidarité Syro-Francophone/Entraide aux enfants du Cameroun. (Следует отметить, что эта самая сирийская православная епархия существует в Камеруне до сих пор. Вместе с французскими приходами она 25 сентября 2011 года вошла в юрисдикцию Патриархата Антиохии и Всего Востока (Антиохийская Сирийская Православная Церковь). Сейчас на камерунской кафедре пребывает епископ Мар Шарль Виллиамс Мариам (в миру
Charles William’s Béyélé; родился в 1977 году; хиротония совершена в 2014 году).

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • Live
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

1 комментарий: Кирилл Серебренитский: Африка. Православие. Украинские иерархии. I

  1. Кирилл Серебренитский пишет:

    Картинок очень много, но поставлю потом: с моей косорукостью это крайне утомительное занятие. Снова не справился со шрифтом, не знаю, как исправить курсив.

    [Reply]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

  • «… Зажги свой огонь.
    Ищи тех, кому нравится, как он горит»
    (Джалалладин Руми)


    «… Традиция — это передача Огня,
    а не поклонение пеплу»
    (Густав Малер)


    «… Tradition is not the worship of ashes, but the preservation of fire»
    (Gustav Mahler)

    «… Традиционализм не означает привязанность к прошлому.
    Это означает — жить и поступать,
    исходя из принципов, которые имеют вечную ценность»
    (Артур Мёллер ван ден Брук)


    «… Современность – великое время финала игр олимпийских богов,
    когда Зевс передаёт факел тому,
    кого нельзя увидеть и назвать,
    и кто все эти неисчислимые века обитал в нашем сердце!»
    (Глеб Бутузов)