• Приоритетом Аналитического Центра "Эсхатон" является этнополитическое просвещение, цель которого - содействовать развитию демократии, построению действительного гражданского общества, расширению участия сознательных граждан в общественной и этнополитической жизни, углублению взаимопонимания между народами, культурами, религиями и цивилизациями.


Кирилл Серебренитский: Африка. Православие. Украинские иерархии. II


12.
** Итак, летом 2003 года определились два направления продвижения УАПЦСЮА: Украина и Франция.
Возникла чрезвычайно громоздкая межконтинентальная структура: украинская традиция, напористо-эклектичная американская духовность, французская паства с захватом Африки. Но в сердцевине этого сооружения мерцал тревожный миссионерский напор, которого не было в других подобных конфессиях.
Три лидера — Павло (Езеп) в США, Николас (Дюваль) во Франции и Моисей (Кулик) в Украине — это были клирики харизматичные, авантюрные, склонные к неожиданным зигзагам прямого действия.

Третий геостратегический вектор — Экваториальная Африка, Камерун, — в это время ещё почти не был даже намечен: маленький приход в Яунде, скорее всего, даже, новорожденная домашняя община, просто примыкал к французской пастве.

13.
** На протяжении 2003 года митрополит Моисей (Кулик) действовал достаточно успешно. До соперничества с Патриархатом было далеко, но возникли непривычно напористые, экстатические по духу приходы: в Ужгороде (более 100 прихожан) и в Киеве (около 30-40 прихожан).
Моисей прибыл из Америки уже с весьма значительными средствами. В распоряжении митрополита Киевского появилась хорошая квартира в столице, дом в пригороде. Был куплен дачный участок в районе Осокорки. Там началось строительство большого храма. По документам это было частное владение Олега Кулика, но предполагалось, что здесь будет кафедральный собор.
Главной опорой на первых порах стал Анатолий Гулеватый, директор ГП «Тхоривский спиртовий завод». Он на первых порах финансировал создание храма в Киеве (позже сторонники Моисея утверждали, что этот бизнесмен — агент правительства, полковник МВД).

** Основным сподвижником Моисея стал молодой иеромонах Исаакий (Квитка). Он присоединился к УАПЦ-С 14 октября 2003 года. Тогда же Моисей рукоположил его в сан хор-епископа. Ранее этот Исаакий (В мире Георгий Квитка, родом из Одесской области) семнадцати лет от роду был уже послушником в Свято-Пантелеймоновском монастыре (Русской Православной Церкви Московской Патриархии), восемнадцати лет от роду был пострижен в иночество (монах Лука). Через год, в 1997ом, он уже — в клире Бессарабской епархии Румынской Церкви (иеромонах Исаакий). В 1998ом он перешёл в Русскую Истинно-Православную Церковь (архиепископа Лазаря (Журбенко), и, таким образом, за три года сменил три конфессии и заодно поднялся от послушника до иеромонаха.
В 2001ом иеромонах Исаакий — уже благочинный Свято-Николаевского монастыря в г.Богуславе Киевской области; в 2002 г. настоятель Свято-Успенского храма в с.Бузуков (РИПЦ). Под омофор УАПЦк он перешёл вместе со своим храмом.

13.
** В первые месяцы 2004 го ситуация в США, в Кливленде, изменилась. Митрополит Стефан по болезни ушёл на покой. УАПЦ-С возглавил митрополит Михаил Явчак-Чэмпион. Зимой 2004го он, через голову Моисея, вступил в переговоры с Синодом Украинской Автокефальной Православной Церкви. Было принято решение, прямо противоположное планам 2002го: не экспансия УАПЦСЮА, а её упразднение. Прошли переговоры: предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий Киевский просто предложил американским соборноправным приходам слиться с УАПЦ.
Митрополит Моисей был решительно против. И, естественно, ради единения с многотысячной паствой в Украине, американские епископы пожертвовали своим митрополитом Киевским.
21 марта 2004 года от имени Синода УАПЦ СЮА-С новый Первоиерарх митрополит Михаил Явчак Чэмпион заявил: Церковь Америк воссоединяется с УАПЦ, на правах автономии.
Моисей Киевский яростно отверг любые намёки на подобное уничтожение своего статуса. Он объявил, что митрополита Михаила более не признаёт, и сам отныне возглавляет УАПЦ-С (каноническую ветвь, идущую от Польской Православной Церкви).

IV.
14.
** Летом и осенью французские епископы изучали ситуацию и вели переговоры с обеим и сторонами.
10 октября 2004 года три архиерея Французской Митрополии — Каллистос (Монсолв), Николас (Дюваль) и Матеус де Жезус (Энэйеге)
объявили о переходе под омофор митрополита Моисея Киевского.
Таким образом, французские приходы и епархия в Камеруне подчинились Киеву.
Митрополит Моисей в эти дни казался триумфатором: вместо того, чтобы смиренно отойти на задний план и раствориться в местном епископате УАПЦ, — он возглавил небольшую, но экзотическую собственную иерархию.
Каллист получил титул: митрополит, экзарх Западной Европы, Южной Америки и Африки, архиепископ Лиможа; а Матьё — епископ Камеруна и всей Африки.
Николас — архиепископ Парижский и всей Франции.
В октябре 2004го Николас (Дюваль) приехал в Киев. Он лично засвидетельствовал подчинение Французской Митрополии.
10 октября епископ Николас оказался в селе Бузуков, Черкасского района Черкасской области. Там он единолично совершил хиротонию: в епископа был рукоположен Исаакий (Квитка), 26 лет (до того — хор-епископ), настоятель местного Свято-Успенского храма. Отныне — Исаакий, епископ Одесский и Черкасский. . В этот же день, 10 октября, был рукоположен Василий (Бабский), епископ Луцко-Волынский.
Через четыре месяца, 21 февраля 2005 года, появился ещё один моисеевский архиерей — Всеволод (Кочергин), епископ Тернопольско-Буковинский.

15.
** 17 июня 2005 года начался Всемирный Архиерейский собор УАПЦ-К. В первый день архиереи собрались в храме УАПЦС в Черкаской области, в селе Бузуков.
В недра Украины на этот собор прибыли епископ Николас Парижский и, — наверно, впервые в истории украинских православных иерархий, — африканец, епископ Матьё Камерунский.
Всего на соборе было 12 архиереев со всего мира. Было утверждено новое название: Украинская Автокефальная Православная Церковь Каноническая.
18 июня 2005 года в день Святой Троицы в Киеве, в храме Святой Софии состоялась интронизация Патриарха Киевского и Всея Украины Руси.
Под постановлением об избрании Патриарха подписались: Мартин, епископ Штата Мичиган, викарий Центрально-Западных Штатов (США), Давид (?) , архиепископ Флоридский и Карибский, управляющий епархиями Центральной Америки; ? (имя неразборчиво) епископ Штата Аризона; Василий, архиепископ Луцко-Волынский (Украина); Исаакий, епископ Черкасско-Одесский; Иоан, епископ Милвокско-Центрально-Западных Штатов, США (так в тексте); Матфий, епископ Камерунский и всей Африки; Хризостом, епископ Эквадора; Николас, архиепископ Парижский и всей Франции; Даниил, епископ Мексики; Всеволод, епископ Тернопольско-Буковинский».
Четыре американца из США, три украинца, француз, латиноамериканцы из Мексики и Эквадора, африканец.

16.
** Уже через полтора месяца, иерархия обрушилась: от Патриарха Моисея отделились 11 епископов, в том числе все три украинца. Они перешли в юрисдикцию Украинской Православной Церкви в Америке, которую возглавил американец Иоанн (Майлс).
Тогда же, видимо, по крайней мере, в том же 2005 году юрисдикцию УАПЦк покинул митрополит Каллист (Монсольв).
(И далее он переходил из одной экзотической юрисдикции в другую; известно, что в 2009 ом он — митрополит-архиепископ Франции в Католической Апостольской Национальной Мексиканской Церкви» (lEglise Catholique Apostolique Nationale Mexicaine).
Тольо двое из прежнего призыва сохранили тогда верность Патриарху Моисею: Николас (Дюваль) и Матьё (Энийэге). По указу Моисея, митрополит-архзиепископ Николас теперь возглавил митрополию Франции и Экзархат.

V.
17.
** Епархия Камеруна, вместе с митрополией Франции, пребывала в юрисдикции Киевского Патриархата УАПЦк почти четыре года: с октября 2004го по сентябрь 2008го.
Сайт УАПЦк, торжественно сообщал, от 16 марта 2007 года:
«В Африканской стране Камерун Господь через Архиепископа Матвея Своим Духом Святым развивает УАПЦ каноническую под Омофором Патриарха Моисея. Пусть Всесильный Господь охраняет Свою Святую Церковь на всех просторах земного шара».
От 17 марта 2007го:
«Решением архиерейского синода был возвышен к уровню Архиепископа владыка Матвей, Епископ Камерунский и всей Африки. Патриарх Моисей благословляет Архиепископа Матвея на святое служение во имя Господа нашего Иисуса Христа на благо Его Святой Спасительной Церкви».

** 14 ноября 2007 года во Франции состоялось заседание Св. Синода
Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической. Патриарх Моисей лично вылетел в Париж и занял кресло председателя. С ним были два хор-епископа — Александр Житомирский и Василий Фастовский, викарии Киевской епархии. В заседании Синода принял участие и архиепископ Матфей Камерунский.
За пять дней до начала собора африканская зона УАПЦк расширилась: 9 ноября 2007 года » после изучения канонической ветви был принят Епископ Иосиф и назначен Епископом Центральной Африки«.
Ему подчинялись приходы в ЦАР и Республике Чад.
Жозеф Йорованджи, Joseph Yorowandji, родился 2 января 1947 года. Родом он был из Kembe, провинция Северный Киву, Заир (с 2000го Демократическая Республика Конго).
Где он жил первые 60 лет жизни, и как именно жил — неведомо.

18.
** Но вскоре, уже в сентябре 2008 года, идиллия УАПЦ-К в Европе закончилась:. архиепископ Николас (Дюваль) и его викарий Климент (Иллери), епископ Тьерри объявили о выходе из юрисдикции Патриарха Киевского.
С ними, разумеется, ушли оба африканца — Матьё, архиепископ Яунде и Жозеф, епископ Банги.
Разрыв поясняется на сайте так: «en raison de pluseurs differents sur la conduite de l’Eglise» — «по причине многочисленных затруднений в управлении Церковью».
Вместе с Николасом из Украинской Церкви вышли другие архиереи: Христофор (??), архиепископ Талахасси и Флориды; Андрей (Бреннан, именовал себя: граф Базильский-Бреннан), архиепископ Канады; Теодорос (Корино), епископ Ираклии (Италия), Хризостом (де Суза Мартинс) епископ Императриче (Бразилия).
Сразу же была найдена новая юрисдикция — Американская Православная Кафолическая Церковь (The American Orthodox Catholic Church).
Это был также Патриархат. С марта 2004 года престол Патриарха занимал тоже этнический украинец — Патриарх-Примас Самуил (Primate Patriarch Samuel) /Mark A. Pultorak, в миру Марк Аллан Пулторак, р. 1962/.
При этом сам Патриарх Самуил состоял в данной деноминации всего два года. В 2002ом он был рукоположен в сан диакона, потом иерея.

(Эту иерархию, АПКЦ, создал в 1927 году архиепископ Афимиос Офеш, бывший архиерей РПЦ, рукоположенный для арабов-мелькитов в США. Считается, что эта церковь распалась уже в 1934 году. Через 30 лет, в 1964ом достаточно заметную деноминацию с таким наименованием восстановил митрофорный протоиерей Уолтер Мирон Профета (Walter Myron Propheta), украинец из Львова, бывший священник Украинской Греко-Православной Церкви в Америке (Константинопольского Патриархата). В 1965ом он возглавил АПКЦ как митрополит-архиепископ Володимир I. От иерархии Профеты выводят свои родословия не менее десяти современных деноминаций в США. Патриарх Самуил (Пулторак) считал себя единственным законным преемником Володимира (Профеты). Правда, непосредственно его хиротонию совершил эфиопский (альтерантивный) архиерей — Габре Кристос Медим Иеремия, архиепископ Бруклина (в миру — Дэвид Уильям Уорли, Archbishop David William Worley (Gabre Kristos Jeremiah); он возглавлял небольшую деноминацию, известную как Эфиопская Православная Коптская церковь Северной и Южной Америки (Ethiopian Orthodox Coptic Church of North and South America).

VI.
19.
** Под неощутимой, призрачной эгидой Патриарха Самуила была развёрнута, усилиями Николаса, новая экклезиальная конструкция: Автономная Православная Церковь Европы («Eglise Orthodoxe Autonome d’ Europe»). К ней присоединились французские приходы (Автономная Православная Церковь Франции» («Eglise Оrthodoxe Аutonome de France»), а также вышеназванные епископы — из США, Канады, Италии и Бразилии.
Сам Николас (Дюваль), возглавил автономию как Примас АПЦ Франции и Европы, архиепископ-митрополит Парижский.
Но под омофором Патриарха Америки эта автономии пробыла только год. В сентябре 2009го АПКЦ практически распалась. Остатки этой группировки на короткое время возглавил некий Примас Роджер, архиепископ НьюЙоркский.
Сам Патриарх Самуил покинул свою иерархию. Его приютила только что созданная Украинская Автокефальная Православная Церковь в Северной и Южной Америке, которую возглавил Андрей (граф де Базильски-Бреннан), архиепископ Канадский

( — также — этнический украинец, наполовину; отец его — канадский ирландец, мать — Линда Диан Базильски, собственно — Васильковская, якобы из древнего украинского дворянского рода; на этом основании митрополит Андрей усвоил титул графа; графов Васильковских ни в какой державе, впрочем, не было).

Видимо, Николас вёл переговоры о присоединении Европейской Митрополии к этой украинской иерархии. Но не вышло. 24 ноября 2009 года АПЦЕ окончательно покинула юрисдикцию Американской Православной Кафолической церкви.
Автономная Православная церковь Европы превратилась в совершенно независимую, даже формально, структуру («autonomie pleine et entière»).

20.
Этот же год, 2009ый, был посвящён расширению миссии в Африке. И разворачивалась она, кажется, успешно.
В апреле 2009 года к АПЦЕ присоединился Жан-Жак (?) епископ Браззавиля и Конго. 21 июля в составе АПЦЕ вошёл Ришар, епископ Киншасы (Демократическая Республика Конго).
Судя по фотографии, это был немолодой европеец; неизвестно, проживал ли он постоянно в Киншасе.
В этом же году (не указано, когда именно) присоединился англоязычный африканский архиерей — Сильвестр, епископ Кванги и Лусаки (Замбия).
Можно предположить, что эти три африканских епископа, европеец Ришар, африканцы Жан-Жак и Сильвестр, составляли отдельную сплочённую группу и кочевали по разным иерархиям. Не удалось обнаружить никаких других следов этой троицы.

** 24 ноября 2009 года начался очередной собор АПЦЕ.
В этот день при утверждении новых должностей, епископ Жозеф Йорованджи был назначен на должность патриаршего экзарха Центральной Африки (- Eveque de Bangui Exarque Patriarcal pour la Centrafrique de l’Eglise Orthodoxe d’Europe).
И в этот же день, 24 ноября 2009 года, были официально приняты в каноничиское общение Жан-Жак, епископ Браззавиля (Конго), Сильвестр, епископ Лусаки (Замбия), Ришар, епископ Киншасы.
Юрисдикция расширилась сразу на пять стран Африки, по крайней мере — формально.
Через год была адаптирована ещё одна африканская страна: 23 сентября 2010 года к АПЦЕ присоединился Фернандо, епископ Экваториальной Гвинеи.

21.
** В это же время, с начала октября 2009 года в Киеве развернулась настоящая война против Патриарха Моисея. Сообщения на сайте Церкви, да и в других источниках, звучали как реляции с театра военных действий.
5 октября толпа окружила помещение епархии; во главе был бывший благодетель —
Анатолий Гулеватый, директор спиртового завода и Юрий Василенко (майор СБУ, по утверждению сайта).
6го в дом вломился спецназ — в масках и бронежилетах. Диаконы, охранявшие двери, были арестованы.
7го , — по сообщениям с сайта УАПЦ-К, — боевики пытались захватить Патриарха.
11 октября 2009го Патриарх Моисей по телефону попрощался со своими верными прихожанами, и — исчез; сразу же было объявлено, что Патриарх покинул Украину.
Начальник Киевского Головного управления МВД генерал-майор Виталий Ярема сообщил официально, что против Олега Кулика возбуждено уголовное дело: поступило шесть заявлений от женщин об изнасиловании (для этого Патриарх использовал некие психотропные вещества, от которых женщины теряли сознание).
Постоянно передавал сообщения коммерческий телеканал ICTV.
Следствие по делу Моисея вёл следователь Юрий Рябовол; всей операцией, по утверждению сторонников Моисея, руководил заместитель начальника Голосеевского райотдела ГУ МВД Сергей Михайлович Семикоп.
На протяжении всего ноября прихожане УАПЦ-К в Киеве выходили с плакатами — в защиту своего Патриарха. Всего — человек 30 с небольшим. самые верные.
25 октября пикет стоял у офиса телеканала ICTV.
30 октября в прессе мелькнуло сообщение, — лаконичное, в одну строчку, и невнятное, как бы через силу, — что Моисей (Кулик) арестован в Киеве.
2 ноября состоялась пресс-конференция сторонников Патриарха Моисея в УНИАН. В манифесте от имени пресс-службы Церкви было сказано: » …Вывести народ из духовного хаоса может только новый сильный духовный лидер, которым является, по нашему глубокому убеждению, Патриарх Моисей. Никто в Украине сегодня не способен справиться с этой миссией…. если эту руку Божью отрубят сегодня, то Бог вторично не протянет нам руки и не даст Украине другой такой личности».
6 ноября около 30 исповедников Церкви вышли с плакатами к зданию Головного управления МВД Украины, протестовали против незаконных действий следователя Рябовола.
7 ноября 2009 года был захвачен Свято-Троицкий храм УАПЦ-К в Ужгороде. Атаку возглавил епископ Кирилл (Михайлюк), архиерей УПЦ КП. При этом моисеевский архиерей Василий (Томинец), епископ Ужгородский и Закарпатский, в очередной раз был избит. Он через несколько дней начал служить с несколькими верными прихожанками рядом с отнятым храмом, под открытым небом.
10 ноября Патриарх Моисей был объявлен в межгосударственный розыск. Как оказалось, вопреки сообщению от 30 октября, его не удалось задержать: Патриарх исчез.
С ноября 2009 по апреля 2010го года адепты продолжали акции протеста в Киеве.
Судя по обрывочным упоминаниям на сайтах, Моисей (Кулик) первое время обитал во Франции, или, по крайней мере, часто там бывал. В настоящее время (2016) он обосновался, насколько можно понять, в Мексике.
Высшую власть этого Патриарха Киевского в изгнании признаёт, по крайней мере, одна небольшая африканская епархия — в Экваториальной Гвинее.

22.
** АПЦЕ, тем временем, позиции свои укрепляла, хотя и без особого шума.
Сайты фиксируют основные вехи.
С 7 — 9 октября 2011 года прошли торжественные заседания Св. Синода
(Le Saint Synode des eveques de l’Eglise catholique orthodoxe autonome d’Europe) прошёл в городе La Coquille, в Dordogne, в монастыре Сен-Мари. На заседании Синода было 23 делегата с пяти континентов.
Всего в списке синода значилось 27 архиереев.
Следующее собрание Синода проходило там же, в Ля Кокий. Для АПЦЕ это было историческое заседание.
12-14 октября 2012 года утвердилось название — Автокефальная Православная церковь Европы. Eglise Orthodoxe Autocephale d’Europe.
Тогда же был учреждён Патриархат Европы и митрополит Николас Парижский единогласно был возведён в сан Патриарха — Sa Saintete Mgr Nicolas Patriarche, Metropolite d’Europe, Archeveque de Paris.
На заседание Синода прибыли гости — некий «епископ Румынской церкви», «un eveque de l’Eglise roumaine», и с ним — делегация: 28 священников. Этот неведомый архиерей был призван на роль наблюдателя на выборах Патриарха Европы. Юридическое обеспечение осуществляла адвокат Эва Комендацки (Eva Komendackyj), из Парижа, специально вызванная в Ля Кокий.
На этом же заседании верный сподвижник Патриарха Матьё де Жезус — был возведён в сан митрополита для Африки (Monseigneur Mathieu de Jesus, Archeveque pour le Cameroun et l’Afrique centrale, Metropolite pour l’Afrique).
В 2012 году три африканских архиерея — Жан-Жак Браззавильский, Сильвестр Лусакский и Ришар Киншасский — вышли из-под омофора АПЦЕ.
Но в этом же 2012 году присоединились новые архиереи: Атаназ Н’Кука Талантси, епископ Браззавиля (Конго) и Виктор, епископ Либервилля (Габон).

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • Live
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
Метки: , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

  • «… Зажги свой огонь.
    Ищи тех, кому нравится, как он горит»
    (Джалалладин Руми)


    «… Традиция — это передача Огня,
    а не поклонение пеплу»
    (Густав Малер)


    «… Tradition is not the worship of ashes, but the preservation of fire»
    (Gustav Mahler)

    «… Традиционализм не означает привязанность к прошлому.
    Это означает — жить и поступать,
    исходя из принципов, которые имеют вечную ценность»
    (Артур Мёллер ван ден Брук)


    «… Современность – великое время финала игр олимпийских богов,
    когда Зевс передаёт факел тому,
    кого нельзя увидеть и назвать,
    и кто все эти неисчислимые века обитал в нашем сердце!»
    (Глеб Бутузов)