Янина Пинчук: Культурная дипломатия Швеции: организационный аспект

На фото - Янина Пинчук

Культурная дипломатия в XXI веке

С усилением глобализации в последние десятилетия мир превратился в огромное информационное пространство, где всё сильнее чувствуется взаимосвязь и зачастую – взаимозависимость стран мирового сообщества друг от друга. Это повлекло ряд изменений в международных отношениях. Во-первых, сами международные связи прекратили быть прерогативой профессиональных дипломатов и пронизали всё общество, проникая из области сугубо политической, государственной на самые различные уровни и в разные сферы деятельности. Во-вторых, нарастающую роль в жизни общества играют информационные потоки, направляя восприятие, мышление и дальнейшие действия в определённое русло.

В отношении культуры в условиях глобализации звучат разные оценки и прогнозы. С одной стороны, высказывается опасение о возможном стирании национальной идентичности в условиях унификации и глобального «смешения культур», с другой стороны – глобализация в силу установления информационной открытости помогает народам оформить, донести, выразить свою национальную идентичность наиболее полно.

В таких условиях возрастает роль культурной дипломатии. Она служит как средство установления отношений с другими государствами и народами, а также — средство самовыражения и позиционирования страны на мировой арене и в массовом сознании.

Кроме того, культурная дипломатия служит малым государствам как своего рода механизм компенсации: недостаток «жёсткой» силы (военной, экономической и т.п.) исправляется использованием «мягкой» силы – воздействие с помощью имиджа страны и её репутации. Так и Швеция: за неимением возможности воздействовать с помощью военного, сырьевого, экономического потенциала она задействует культурный фактор.

 Определение культурной дипломатии. Шведский подход к терминологии

 Следует разобраться в терминологии, поскольку существует несколько синонимичных понятий, касающихся установления межкультурной коммуникации и налаживания сотрудничества между странами как в широком смысле, так и в культурной сфере в частности.

Термин «культурная дипломатия» появился в 1930-х годах и был введён американским исследователем Ф. Баргхорном. По его определению, это «манипуляция культурными материалами и кадрами в пропагандистских целях» (1) То есть, изначально термин имел крайне идеологизированное звучание, хотя это было исторически обусловлено и естественно в условиях противостояния двух держав с противоположным общественным строем. Согласно более позднему, обобщённому и независимому определению американского политолога Мильтона К. Камминса, культурная дипломатия – это “обмен идеями, информацией, ценностями, традициями, верованиями и другими аспектами культуры, которые могут способствовать улучшению взаимопонимания”. (11)

Также существует синонимичная дефиниция «публичная дипломатия».  В традиционном смысле термин «public diplomacy» или публичная (общественная) дипломатия впервые употребил в 1965 году Эдмунд Галлион, декан Флетчеровской Школы права и дипломатии при Университете Тафта, определив его как: «программы, финансируемые правительством, направленные на информирование и оказание воздействия на общественное мнение в других странах» (5). Одно из наиболее универсальных определений вводится в научный оборот сотрудником информационного отдела МИДа Великобритании Гордоном Кирби. (2) Автор издания, непосредственно посвященного публичной дипломатии, отмечает, что «публичной дипломатией можно назвать ту часть дипломатии, которая преодолевает правительственный уровень и оказывает влияние на лиц, формирующих мнение и принимающих решение, а также придает ключевые идеи о Соединенном Королевстве, создавая имидж, привлекающий предпринимателей, инвесторов, студентов, гостей».

Сейчас определение публичной дипломатии звучит как «комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов». Этот термин чаще употребляется в англосаксонских странах – Великобритании и США.

Публичная дипломатия — действия, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту целей национальной внешней политики и лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и обеспечивает национальную безопасность путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и воздействия на тех, кто это мнение формирует. Публичная дипломатия в основном нацелена на массовую аудиторию. Она исходит из того предположения, что общественное мнение может оказать значительное влияние на свои правительства и на политические системы. Любой вид публичной дипломатии направлен на определенную аудиторию, использует соответствующие образы и язык. Именно это позволяет ей достичь намеченных политических целей. Культурный обмен может иметь место в области искусства, спорта, литературы, музыки, науки и экономики. Такой обмен подразумевает взаимное уважение и взаимодействие между  культурами, основанное на глубоком понимании соответствующих ценностей и отказе от существующих стереотипов.

Публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.

Фактически, этот термин употребляется как синоним понятия «связи с общественностью» в контексте внешней политики и как составная часть государственной пропагандистской кампании. Очевидно, что понятие «публичная дипломатия» шире понятия «культурная дипломатия».

Ещё более общим является термин «внешняя культурная политика» — именно это определение употребляется в Швеции (хотя в более узком контексте употребляется и термин «культурная дипломатия»). Это понятие следует рассматривать как политический процесс использования культуры в качестве самостоятельного инструмента, то есть тот процесс, который имеет свою концептуальную основу и содержит скоординированный, рассчитанный на долгие годы прогностический элемент. (4) То есть, речь идет о генеральной стратегии как научно обоснованном прогнозе развития культурного партнерства и сотрудничества между странами.  Внешняя культурная политика неотделима от культурной политики государства в целом, и её основы закрепляются в соответствующих документах, которые обычно носят название «Концепция внешней политики».

Роль культурной дипломатии для Швеции в историческом контексте

Роль культурной дипломатии для Швеции вытекает из исторических и актуальных условий.

Во-первых, Швеция  на протяжении всего своего исторического развития находилась на культурной периферии Европы, даже будучи мощным милитаризованным государством в 17 веке, что не могло не вызвать негативной тенденции отставания и частичного отрыва от общеевропейского культурного развития. После поражения в Северной войне 1700-1721 гг. Швеция утратила роль сверхдержавы: потеря военного и политического преимущества на международной арене отрицательно сказалась на экономическом, социальном и, соответственно, культурном развитии страны, которое значительно затормозилось.

Во-вторых, в годы второй мировой войны Швеция объявила о своём нейтралитете, но в действительности территория и коммуникации страны были открыты для германских войск (в частности, Швецию нацисты использовали как удобный коридор для транзита ресурсов и вооружений). Таким образом, «доброе имя» страны сильно пострадало из-за фактического сотрудничества с нацистской Германией. После завершения войны перед Швецией остро встала задача реабилитации в глазах мировой общественности. Возникла необходимость формирования нового имиджа страны и народа, который бы поспособствовал реинтеграции в мировое сообщество. С этой целью, а также для популяризации шведской культуры за рубежом, был создан Шведский Институт — сейчас это самое известное и крупное учреждение шведской культурной дипломатии.

В-третьих, Швеция по численности населения является малым государством (9 486 591 чел. по состоянию на 31 января 2012 года) (13). В экономическом плане Швеция представлена на мировом рынке и демонстрирует высокие показатели развития, но не обладает потенциалом экономического давления как инструмента политического влияния, подобно США, Китаю или даже Германии. В военном отношении Швеция остаётся нейтральной страной. Следовательно, ей остаётся обращаться использовать возможности внешней культурной политики, создавая положительный образ страны в мире, особенно в массовом сознании иностранных граждан, и вызывая к ней интерес.

И, наконец, в-четвёртых, некоторые аспекты внешней культурной политики Швеции напрямую связаны с внутренним развитием страны и её культурной среды. Речь идёт об иммиграции и тенденции к формированию мультикультурного общества. За последние 60 лет Швеция из относительно однородной в этническом отношении страны превратилась в многонациональное государство, в пределах которого представлены свыше 200 этнических групп (6). Хотя терпимость и солидарность позиционируются как неотъемлемые черты шведского общества, в последнее время политические дебаты по вопросам культурной интеграции, разнообразия, взаимодействия с национальными меньшинствами обостряются всё больше. Таким образом, необходимость в культурной дипломатии возрастает тем более, что Швеция и далее намерена следовать идеалу мультикультурного общества.

Законодательное регулирование и принципы внешней культурной политики Швеции

В Швеции внешняя культурная политика регулируется Законопроектом о культуре, который явился итогом развития тенденции усиления важности и значимости культурных вопросов в жизни государства на протяжении 1960-х годов и был принят в 1974 году. В том же году был создан координирующий орган – Национальный совет по делам культуры, позднее переименованный в Шведский совет искусств.

В целом можно сказать, что внешняя культурная политика Швеции не является сферой, выделенной из общего контекста культурной политики государства. Это обусловливает законодательный подход, подобный тому, на котором базируется шведская Конституция: она некодифицированная и представляет собой четыре отдельных акта (Закон о государственном управлении, Закон о престолонаследии, Закон о свободе прессы и Основной закон о свободе выражения). Подобным образом в Швеции отсутствует особый документ касаемо внешней культурной политики, или публичной дипломатии – она осуществляется в общем русле культурной политики, а соответствующие указания содержатся в отдельных правительственных актах, что затрудняет анализ законодательного регулирования этой сферы.

Культурная политика Швеции, начиная с 1960-х, была нацелена на формирование имиджа страны как небольшого благополучного демократического государства.

Культура считается общественным благом, так как она объединяет общество, является ключевым условием демократического развития и является основным источником личного и коллективного благосостояния, которое должно распространяться на всё население страны. Основной особенностью шведской культурной политики является высокая согласованность действий и сравнительная малочисленность политических конфликтов, касающихся культурных вопросов.

Как и в других Северных странах, культурная политика Швеции делает акцент на народном участии, саморазвитии и высокой роли общественных движений в культурном развитии. Другая отличительная черта – то, что шведская культурная политика, как и в других Северных странах, предусматривает особое законодательное регулирование авторского права.

Для регулирования и мобилизации ресурсов в культурной сфере установилась разветвлённая система взаимодействия между государством, гражданским обществом, рынком, частными покровителями и профессиональными объединениями культурных деятелей. Доминирующее политическое отношение в области культурной политики – поощрение сотрудничества между государством и людьми творческих профессий, тогда как более привычной до недавних пор была настороженность по отношению к рынку и частным спонсорам. Сейчас формируется более позитивное восприятие рынка, особенно на региональном и местном уровне. В то же время региональный уровень приобретает всё большую значимость для культурной политики.

Сложность шведской модели культурной политики прослеживается в наличии очень значительного числа разнообразных учреждений, непосредственно подчинённых Министерству культуры и получающих от него денежные средства. Культурные учреждения, даже если находятся под контролем государственных органов, формально являются независимыми от государства согласно Конституции. К тому же, соблюдается принцип независимости авторов и профессионалов культурной сферы в отношении содержания и качества продукции. Существует сильное противодействие политическому вмешательству в деятельность общественных культурных учреждений.

Цели культурной политики были сформулированы в 2007-2008 гг. Комиссией по вопросам культурной политики. В 2009 году парламентом была принята новая редакция Законопроекта о культуре, в которой было отражено новое видение культурной политики (в т.ч. внешней) в XXI столетии и сформулированы новые цели и принципы. (3)

Документ гласит: «Культура должна быть динамичной, стимулирующей, независимой силой, основанной на свободе самовыражения. Каждый должен обладать правом участия в культурной жизни. Творческие идеи, разнообразие и высокий художественный уровень должны сопровождать развитие общества.

Для достижения своих целей культурная политика должна:

  • Благоприятствовать всеобщей возможности получения культурного опыта, образования и развития творческих способностей
  • Способствовать высокому художественному уровню и новизне
  • Способствовать сохранению, использованию и развитию существующего культурного наследия
  • Поощрять международный и межкультурный обмен и сотрудничество
  • Уделять особенное внимание праву на культуру детей и подростков

Важнейшие цели культурной политики дополняются более конкретными целями, реализуемыми в каждой из сфер культурной политики, включая изобразительное искусство, средства информации, общественную активность, образование и культурное наследие. (16)

Институты внешней культурной политики Швеции

Швеция всегда отличалась активностью в деле международного сотрудничества между организациями и при проведении мероприятий, связанных с культурной политикой. Например, Швеция активно выступала за учреждение Организацией объединённых наций Всемирной комиссии по культуре и развитию. Также существует сильная традиция сотрудничества Северных стран в области культуры, включая несколько учреждений, среди которых Культурный фонд министров Северных стран.

Вообще, традиционно каждая страна, имеющая серьёзный подход к внешней политике в области культуры, имеет специальные институты для реализации культурной дипломатии, в частности, распространении информации о стране за рубежом. Ниже представлены главные структуры Швеции, выполняющие эти функции.

Шведский Институт

Шведский Институт, совместно со Шведским советом по искусству, отвечает за поддержку и продвижение инициатив, связанных с международным культурным обменом. Шведский институт отвечает за вопросы, связанные с предоставлением информации о Швеции за рубежом, и способствует обмену в области образования, исследований и общественной жизни в целом. Он находится в ведении Министерства иностранных дел и сотрудничает со шведскими посольствами и консульствами по всему миру.

Шведский институт является государственным органом, который способствует повышению интереса к Швеции и формированию её положительного имиджа по всему миру. Он стремится установить сотрудничество и долгосрочные отношения с другими странами путём стратегической коммуникации и обмена в области культуры, образования, науки и бизнеса. Институт также поддерживает изучение шведского языка в зарубежных университетах. Это учреждение работает в тесном сотрудничестве со шведскими посольствами и консульствами по всему миру.

Работа Шведского института над созданием имиджа страны и деятельность по развитию международного  сотрудничества  идут рука об руку. Главной целью института является создание и укрепление связей с другими странами по всему миру, будь то вопрос культуры, политики, торговли или сотрудничества в целях развития. Однако для того, чтобы достичь этой цели, понимание культуры Швеции и заинтересованность в ней должны возрастать.

Существует малое число шведских культурных организаций, имеющих такой широкий спектр деятельности, нацеленной на формирование признания Швеции в мире — и в содействии развитию, как в Швеции, так и и в странах-партнерах — как Шведский институт. В 2010 году он предпринял или помогал финансировать обмены в 124 странах, а также продолжал принимать активное участие в информационной деятельности, которая проводилась более чем 220 странах. Поэтому в значительной степени Шведский институт считает себя органом глобализации в Швеции. Не в последнюю очередь потому, что Институт:

• способствует укреплению международного положения Швеции и повышению его возможностей:

1. сделать мировую общественность более осведомлённой о стране и вселить доверие и интерес к Швеции,

2. установить связи с ключевыми фигурами в широком спектре областей,

3. открыть путь для новых партнерских отношений, обмена и торговли с внешним миром,

• поощряет творчество, инновации и развитие, как в Швеции и в странах-партнерах за счет поощрения обмена знаниями и ноу-хау, вдохновением и талантами,

• способствует сотрудничеству, демократии и устойчивому глобальному развитию путем

1. поощрения прогресса в отношении прав человека, свободы слова и гендерного равенства,

2. повышение уровня информированности и повышения потенциала в области устойчивого развития, климата и окружающей среды,

3. поддержки экономического, социального и культурного развития стран-партнеров, в рамках усилий в области развития сотрудничества Швеции,

• способствует снижению напряженности и опасности возникновения конфликтов путем поощрения обмена знаниями, диалога и взаимопонимания между людьми как в Швеции, так и в других странах. (14)

Шведский Институт осуществляет свою деятельность в рамках культурной дипломатии, нацеленной на установление понимания, информирование, повышение влияния и развитие отношений с людьми в других странах.

История Шведского института

Шведский институт (SI) был основан в 1945 году. После завершения Второй мировой войны главной целью стало развитие международного сотрудничества. И правительство, и бизнесмены хотели сделать Швецию более известной за рубежом, чтобы повысить статус страны в международном сообществе, с выгодой используя её имидж и репутацию в целях развития. В результате появилась организация, занимающаяся как распространением информации о Швеции, так и поддержкой широкой программы культурного обмена с другими странами.

В 1970 году это объединение было преобразовано в фонд, который впоследствии, в 1998 году, приобрел статус государственного учреждения, хотя его основные цели мало изменились по сравнению с первоначальными. В настоящее время, как и на заре становления, задача заключается в распространении информации, формировании доброй воли и облегчении общения и обмена с другими странами.

В последние годы продвижение Швеции в мире происходит с новой силой. Культура стала одним из важных аспектов в рекламной деятельности. Шведский институт был наделён более активной ролью в предоставлении Швеции — эту роль руководители Института стремились исполнять на принципах творчества, доверия и честности.

В то же время, эта задача включает в себя потребность постоянной адаптации деятельности и её форм в соответствии с современными тенденциями. Одним из примеров этого является смещение акцента с печатных материалов на электронные публикации – то есть, наблюдается органическое включение в сферу т.н. цифровой дипломатии – взаимодействия с помощью новейших информационных технологий. Сегодня огромный вклад в эту область делает сайт Sweden.se – официальный портал о Швеции, который является главным каналом информации. Сайт представляет собой полный и многосторонний источник информации о Швеции и ценный ресурс, используемый шведскими посольствами и консульствами за рубежом.

На протяжении многих лет Шведский институт обеспечивает все условия, необходимые для  установления контакта со Швецией – в экономической и политической сфере в том числе. Часто отношения начинаются с визита в Швецию, который затем влечёт за собой длительное партнерство. Например, в начале 1990-х, опыт деятельности и репутация Института оказались неоценимым вкладом в дипломатические отношения, когда Швеции необходимо было как можно скорее установить контакт и наладить сотрудничество с новыми демократическими государствами в регионе Балтийского моря.

Образование является еще одним важным направлением с большим спектром возможностей для развития международных связей. С самого начала были предусмотрены стипендии для обучающихся.

Шведский институт также проявил себя пионером по части культурного взаимодействия и помощи развивающимся странам. Это направление деятельности выросло в масштабах и привело к созданию Шведского международного агентства по сотрудничеству в области развития.

Шведское агентство по сотрудничеству и Шведский институт вновь пересеклись, когда Балтийская  группа агентства объединилась с Институтом 1 января 2012 года для дальнейшего развития регионального сотрудничества. Такая интеграция способствует укреплению общих позиций Швеции в регионе.

Здесь уместно будет остановиться подробнее на вопросе регионального сотрудничества Шведского института.

Что касается Балтийского региона, то он является приоритетным для Швеции в силу чисто географических, геополитических и исторических причин – это направление сотрудничества стоит особняком в широком спектре направлений деятельности Института. Поэтому является вполне закономерным вышеупомянутое слияние, в результате которого Балтийская группа Шведского международного агентства по сотрудничеству в области развития стала действовать в рамках Шведского института.

Цель состоит в том, чтобы координировать и укреплять общую работу Швеции в регионе. Новая организация будет играть роль шведского экспертного органа по международному сотрудничеству в регионе Балтийского моря. Это будет способствовать реализации Стратегии ЕС для Балтийского региона.

Шведский институт намерен и впредь поддерживать широкий спектр совместных инициатив в данном регионе. Также будет оказываться поддержка регионального сотрудничества со странами – членами европейской программы Восточного партнёрства.

Цель работы Шведского агентства по развитию в регионе Балтийского моря будет заключаться в следующем:

  • Содействовать расширению партнерства между Швецией и другими странами в регионе Балтийского моря;
  • Активно содействовать развитию связей и партнерских отношений, способствующих экономическому и социальному устойчивому росту и развитию, а также установлению экологической стабильности в регионе Балтийского моря и его окрестностях;
  •   Расширение участия заинтересованных сторон из Швеции в сотрудничестве в этих приоритетных областях в Балтийском регионе;
  • Оказывать помощь и стимулировать вклад в деятельность шведских заинтересованных сторон в целях реализации Стратегии ЕС для региона Балтийского моря, развивать устойчивость региона и его конкурентоспособность на глобальном уровне;
  • Оказывать дополнительную поддержку региональному сотрудничеству в рамках Восточного партнерства ЕС

Финансовая помощь будет оказана в развитии сотрудничества с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, северо-западом России, Украиной и Беларусью. Другие страны региона Балтийского моря, такие как Норвегия и Исландия могут вступать в партнерские отношения, но не имеют право на финансовую помощь. Грузия и Молдавия могут также участвовать в научном сотрудничестве, в том числе с задействованием стипендий для учащихся.Шведские муниципалитеты, регионы, государственные учреждения, неправительственные организации, университеты, ученые и студенты, которые хотели бы принять участие в сотрудничестве с партнерами в регионе Балтийского моря и соседних странах, могут обращаться в Шведский институт в целях получения поддержки, стартового капитала, стипендий и рекомендаций.

Новая организация будет активным партнером, открытым для диалога, и будет способна давать рекомендации в области международного сотрудничества. Она сможет поддерживать проекты при помощи предоставления начальных средств и стипендий, а также подготовить проекты, для которых предусмотрено финансирование ЕС.

Но, кроме того, Швеция поддерживает тесные культурные связи с западноевропейскими странами ЕС, чему в немалой степени способствует уникальное учреждение – Шведский институт в Париже. Это единственное ответвление в централизованной структуре Института, и единственный крупный, монолитный шведский культурный центр за рубежом.

Согласно своей программной деятельности, Институт организует выставки, концерты, вечера писателей, кинопоказы, дискуссии и семинары по культурным и социальным вопросам во Франции, а также в других европейских странах.

Через печатные материалы и фильмы Институт предоставляет информацию о Швеции, а также организует курсы шведского языка.

Интересным ходом в контексте деятельности Института явилось открытие Шведского кафе в Париже, или Café suédois. Любой желающий может попробовать там блюда шведской кухни. Здесь нельзя не отметить находчивость шведов в области «обыденной» дипломатии вообще (акцент на бытовом аспекте культурного наследия – национальной кухне) и в отношении французов в частности, учитывая уважение этой нации к кулинарии и наличие у них целой культуры посещения кафе и ресторанов.

Также Шведский институт в Париже на небольшой срок может предоставить жильё деятелям из области культуры Швеции или исследователям, чья работа требует нахождения в Париже.

Институты сотрудничества в Северном регионе 

Для Швеции огромную роль играет внешняя культурная политика, проводимая в странах Северной Европы и совместно с этими странами. К ним относятся Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, а также рассматриваются в качестве относительно автономных субъектов Гренландия, Фарерские и Аландские острова. С одной стороны, происходит укрепление связей и культурный обмен между самими Северными странами, а с другой стороны – формируется некий общий, условно единый, инструмент культурного влияния и самовыражения, который используют Северные страны в отношении внешнего мира.

Сотрудничество в культурной сфере между государствами Северной Европы способствует формированию своеобразного блока, в котором культура и искусство являются краеугольным камнем и связующим звеном, сплачивающим эти страны. Это сотрудничество оказывает влияние на окружающий мир, способствуя самовыражению в контексте мирового сообщества, и отражает основу общих ценностей и черт народов Североевропейского региона.

Т.н. Северное сотрудничество (Nordic co-operation) очень содержательно и разнообразно с точки зрения тем и мероприятий во всех смыслах, предусматривая работу как с коллективами, так и с отдельно взятыми культурными деятелями. Цель Северного сотрудничества – предоставить возможности для совершенствования и развития; совместные учреждения и программы помогают создать для этого благоприятные условия. В рамках Северного культурного сотрудничества на высоком уровне осуществляются многочисленные проекты в области литературы, музыки, актёрского, изобразительного искусства, а также в сфере музеев и культурного наследия.

В рамках Совета министров Северных стран действует Совет министров культуры, который несёт общую ответственность за культурное сотрудничество. Он занимается актуальными культурными вопросами, представляющим взаимный интерес для государств Северной Европы, и выдвигает инициативы по сотрудничеству в новых областях. В Копенгагене действует Культурный фонд министров Северных стран,  а также существуют учреждённые в двустороннем порядке фонды для реализации совместных проектов. Также существует Комитет старших должностных лиц по культуре. Он состоит из официальных лиц высокого ранга, представляющих министерства культуры каждой из стран Северной Европы и Гренландии, Фарерских островов и Аландских островов. Комитет занимается подготовкой и проведением ежегодных встреч министров, создает рабочие группы и организует совместные межгосударственные проекты в культурной сфере.

Северный совет — официальный межпарламентский орган в регионе. Совет состоит из парламентариев всех Северных стран, включая Фарерские острова, Гренландию и Аландские острова. Северный культурный и образовательный комитет отвечает за искусство, языковую политику, общественную культуру, общественные организации и политику в области СМИ. Комитет наделён полномочиями в сфере образования и научных исследований, в том числе инноваций, творчества и развития образовательных технологий. (10)

В стремлении преобразовать культурное сотрудничество и сделать его более плодотворным, Советом министров Северных стран в январе 2007 года был основан Центр Северной культуры (5). В его компетенцию входит как продвижение сотрудничества между Северными странами в культурной сфере, так и распространение культуры Северных стран за рубежом. Что касается внешней культурной политики, то она реализуется посредством системы учреждений за границей. К ним относятся культурные и информационные центры и институты,  призванные повышать интерес к Северным странам, предоставлять информацию уже заинтересованным и формировать имидж стран с помощью мероприятий, нацеленных на широкие круги общественности: концертов, выставок, семинаров, языковых курсов и т.п.

Сеть этих учреждений также является средством распространения информации о культурных программах. Центр Северной культуры сотрудничает с подобными учреждениями в Исландии и на Фарерских островах, в Гренландии и на Аландских островах, а также с информационными центрами Северного Совета министров в Эстонии, Латвии и Литве. Все эти организации имеют сотрудников, которые отвечают за координацию культурных программ и предоставление материалов на соответствующем местном языке. (8)

Также существует вспомогательное учреждение — Северный культурный фонд (11), который вносит значительный вклад в развитие международного сотрудничества при помощи проектов, реализуемых согласно Программе по культуре и искусству.

В её пределах осуществляется поддержка проектов во всех областях культуры и искусства. Программа оказывает поддержку художникам и лицам, занятым в культурной сфере, работающим на профессиональных началах и любителям. При оценке заявок от любителей приоритет отдается проектам, которые осуществляются в сотрудничестве с профессионалами.

Наиболее важными критериями оценки являются качество и новаторский характер проекта.

Программа разделена на два модуля:

  • Деятельность на основе производства. Модуль предназначен для проектов, которые сконцентрированы на культуре и производстве, связанном с искусством и творчеством. Ключевым здесь является концептуальное понятие инновации, что означает разработку и тестирование новых творческих идей и процессов.
  • Развитие потенциала. Модуль предназначен для реализации проектов, которые нацелены на обмен знаниями и развитие потенциала среди художников и деятелей культуры. Они могут включать семинары и курсы.

Целью Программы по культуре и искусству является:
• обновление и оживление сотрудничества Северных стран в сфере культуры и искусства, связывая это с темой «Северный регион в мире — мир в Северном регионе»;
• стимулировать новые импульсы и инициативы из области культуры, местных, национальных, региональных и международных акторов, организаций и учреждений;

• способствовать созданию Северного культурного сотрудничества для представления результатов этого сотрудничества на мировом уровне и трактовки в глобальном контексте (8).

Другие институты внешней культурной политики

Шведский совет искусств  и Фонд Национального наследия функционируют, реализуя культурные программы в Евросоюзе, а с 1998 года также официально представляют Евросоюз как субъект культурной политики в самой Швеции.

Цель этих учреждений, которые действуют в 33 странах, — развитие европейского культурного сотрудничества, с особым акцентом на совместные культурные проекты, участие в европейских разветвлённых структурах и перевод произведений европейской литературы. Шведский совет искусств также управляет Программой культурного партнёрства Швеция – ЮАР. В ЮАР, в свою очередь, те же функции осуществляет Южноафриканское Министерство культуры и искусства. Эта программа была запущена в2004 г. Шведские специализированные учреждения активно сотрудничают и совершают культурный обмен с коллегами во многих частях мира и принимают участие в работе многих международных организаций и структур. (5)

Шведский совет искусств выдаёт гранты для проведения международного культурного обмена, который включает в себя представления, семинары, поддержку национальных комитетов неправительственных организаций культурного профиля и т.д. Совет также отвечает за государственное спонсирование выставок.

Шведский совет искусств принимает участие в ряде проектов, связанных с международным сотрудничеством, и имеет обширную сеть международных контактов. Международные предприятия Совета включают Премию имени Астрид Линдгрен и Ведомство Евросоюза по культурным связям.

Премия имени Астрид Линдгрен была учреждена шведским правительством в 2002 году. Целью вручения награды является укрепление и повышение интереса по всему миру к литературе для детей и молодежи, а также защита и продвижение прав детей. Награда вручается Шведским Советом искусств раз в год. На награду имеют право ныне живущие писатели, иллюстраторы, лица или организации, которые внесли ценный вклад в развитие детской литературы. Призовой фонд в пять миллионов шведских крон делает эту награду крупнейшей в мире в области литературы для детей и молодежи, а также второй по значимости литературной наградой в мире в целом. (9)

Правительство возложило на Шведский Совет Искусств ответственность за предоставление информации о политике и деятельности Европейского союза в сфере культуры. Вместе с охраной памятников старины, Совет руководит деятельностью офиса ЕС по культурным связям в Швеции. Цель таких офисов, которые работают в 29 странах, является содействие европейскому сотрудничеству в области культуры с особым акцентом на участие каждой страны в культурных проектах партнерства, в европейских многосторонних связях и организациях в сфере культуры.

Совет предоставляет статистику касаемо культурной жизни в Швеции, в рамках Евросоюза, способствует подведению совместной статистики ЕС в области культуры, а также предоставляет данные для статистического бюро ЮНЕСКО.

Шведский Совет искусств обеспечивает ограниченное финансирование международных культурных инициатив по обмену. Награды предусматриваются для исполнительского искусства, изобразительного искусства и дизайна, музеев, литературы, периодических изданий по искусству и библиотек, то есть каждой области культурной жизни, которой занимается Совет. Гранты предоставляются на командировочные расходы или, когда международные художники приезжают в Швецию, на проживание и расходы на переезды в пределах страны. (5)

Shvedskiĭ khudozhestvennogo soveta prinimaet uchastie v ryade mezhdunarodnykh proektov sotrudnichestva i imyeet obshirnuyu mezhdunarodnuyu setʹ kontaktov. Sovet mezhdunarodnykh obyazatelʹstv vklyuchayut Astrid Lindgren premiya i Kontaktnoĭ YeS kulʹturnogo vedomstva.

Astrid Lindgren premiya
Astrid Lindgren premiya literaturnaya premiya sozdana shvedskim pravitelʹstvom v 2002 godu. Tselʹyu nagrady yavlyaet·sya ukreplenie i povyshenie interesa po vsemu miru v literature dlya detyeĭ i molodezhi, a takzhe v tselyakh pooshchreniya prav detyeĭ. Predstavleno v god, nagrada nakhodit·sya v vedenii Shvedskogo Soveta iskusstv. Zhiznʹ pisatelyeĭ, illyustratorov, rasskazchikov i litsam ili organizatsiyam, kotorye vnesli tsennyĭ vklad v razvitie chteniya, imyeyut pravo na nagradu. Prizovym fondom v pyatʹ millionov shvedskikh kron delaet etu nagradu krupnyeĭshyeĭ v mire po literature dlya detyeĭ i molodezhi, a takzhe vtoroĭ po velichine literaturnoĭ nagradoĭ v mire v tselom.

Kulʹturnaya kontaktnyĭ punkt Shvetsii
Shvedskoe pravitelʹstvo sdelalo Shvedskiĭ sovet iskusstv otvet·stvennostʹ za sokhranenie v kurse i predostavlenie informatsii o politike YeS i dyeyatelʹnosti v sfere kulʹtury. Vmeste s okhrany pamyatnikov stariny, Sovet rabotaet ofis YeS kontakt dlya kulʹtury v Shvetsii, Kulʹturnyĭ kontaktnyĭ punkt Shvetsii. Tselʹ takikh ofisov, kotorye rabotayut v 29 stranakh, yavlyaet·sya sodyeĭstvie yevropyeĭskomu sotrudnichestvu na kulʹturnom fronte s osobym aktsentom na uchastie kazhdoĭ strany v kulʹturnykh proektakh partnerstva, v yevropyeĭskikh setyakh i v organizatsiyakh, v sfere kulʹtury.
Statisticheskie dannye o kulʹturnoĭ zhizni v Shvetsii
Sovet predstavlyaet shvedskoĭ statistiki kulʹtury, v ramkakh YeS, sposobstvuet sozdaniyu sovmestnykh statistiki YeS kulʹturnoĭ, a takzhe predostavlyaet dannye dlya statisticheskogo byuro YUNESKO.

Podderzhka mezhdunarodnogo kulʹturnogo obmena
Shvedskiĭ khudozhestvennogo soveta mozhet obespechitʹ finansirovanie mezhdunarodnykh kulʹturnykh initsiativ obmena. Finansirovanie ogranicheno. Nagrady mogut bytʹ sdelany dlya ispolnitelʹskogo iskusstva, iskusstva i dizaĭna, muzyeev, literatury, iskusstva periodicheskikh i bibliotek, to yestʹ kazhdoĭ oblasti kulʹturnoĭ zhizni, v kotoroĭ Sovet zanimaet·sya. Granty predostavlyayut·sya na komandirovochnye raskhody, ili, naprimer, kogda mezhdunarodnye khudozhniki delayut poyavleniya gostya v Shvetsii, na prozhivanie i puteshestviya
raskhodov v predelakh Shvetsii.

Международная студийная программа для художников в Швеции (7)оказывает поддержку шведским художникам, выставляющимся за границей. Эта программа связана с Академией Искусств в Стокгольме и учебными заведениями в других городах, таких, как Гётеборг, Мальмё и Умео.

Это международная программа для профессионалов, занятых в изобразительном искусстве, дизайне, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Миссия программы состоит в развитии связей между художниками в Швеции и на международной арене и тем самым способствовать углублению художественного творчества и улучшению условий труда.

По этой программе, которая также известна просто как Iaspis, можно подать заявку на стипендию для международного культурного обмена, который проходит в форме выставок, учебных и рабочих визитов за рубеж и проектов международного сотрудничества в Швеции. Деятельность в рамках программы включает также международные студийные программы. Организаторы программы приглашают кураторов, критиков и других специалистов для коротких или длительных визитов и установления обширной системы разветвлённых международных связей.

В рамках Iaspis проходят открытые семинары, выставки и другие мероприятия по актуальным вопросам в области творчества и художественного самовыражения в Швеции и за рубежом. Мероприятия ориентированы в первую очередь на профессионалов-практиков. Iaspis производит непрерывный выпуск книг и других изданий в сотрудничестве со шведскими и международными издателями.

Офис программы расположен в Стокгольме. Там имеются студии, офисы и уникальный архив с материалами по современному шведскому искусству, архитектуре, дизайну и ремеслам.

Шведская международная организация по развитию (15) подчиняется Министерству иностранных дел и отвечает за вклад, вносимый Швецией в международное сотрудничество в области развития. Цель работы этого органа – улучшение жизненного уровня малоимущих и, в долгосрочной перспективе, устранение нищеты. Шведская организация по развитию отвечает за культурную поддержку и проекты по обмену, причём установлены связи и оказывается поддержка странам третьего мира. В течение долгого времени, эта организация поддерживала широкий перечень проектов по культурному обмену, развивала деловые связи с неправительственными организациями, такими как Шведско-Африканская программа по музеям. Тем не менее, в настоящее время Шведская международная организация по развитию играет не такую значительную роль в делах культуры, занимаясь преимущественно периферийными проектами. (5)

За культурной дипломатией — будущее

В Швеции культурные связи рассматриваются не как некое дополнение к связям политическим и экономическим, а как один из определяющих факторов, работающих на внешнеполитические интересы страны.

Перед внешней культурной политикой Швеции стоят многоплановые задачи. Главная из них – сформировать надлежащий имидж страны и распространить информацию о ней в широких кругах общества зарубежных стран. Это послужит укреплению отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, развитию равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними в различных сферах.

Швеция успешно преодолела известную изолированность с помощью умело проводимой внешней культурной политики. Сейчас она не только стремится к самовыражению в мире посредством культуры, но демонстрирует вовлечённость в дела Европейского и мирового сообщества, а также общность интересов с другими странами в различных отраслях международного сотрудничества. Культурное сотрудничество неразрывно связано с вопросами развития и продвижения прав человека.

Законодательное регулирование культурной сферы в Швеции не является строго централизованным и унифицированным. Каждый конкретный вопрос регулируется соответствующими законодательными актами различных ведомств, в том числе, местных властей, что придаёт всей системе регулирования известную гибкость и возможность реагировать на различные тенденции, процессы и изменения в области культуры.

Для реализации внешней культурной политики Швеция имеет развитую систему учреждений и программ, в числе которых правительственные, неправительственные или межправительственные организации. Самой крупной, создающей «лицо» шведской культурной дипломатии, является Шведский институт. Это крупная организация, осуществляющая важные образовательные функции за рубежом, ей принадлежит главная роль в формировании имиджа Швеции в сознании широких масс зарубежных граждан. За сотрудничество между профессионалами культурной сферы отвечают более специфические организации, такие, как Программа Iaspis, Северный культурный фонд или Шведский совет искусств.

География сотрудничества очень обширна, а векторы культурной дипломатии многочисленны – вплоть до сотрудничества с африканскими странами, что особенно успешно реализует Шведская международная организация по развитию. Однако приоритетными стратегическими регионами для культурного сотрудничества остаются, во-первых, Западная Европа, во-вторых, регион Балтийского моря (куда шведы условно относят и Беларусь).

По мере устойчивого развития Швеции, её экономического развития роль внешней культурной политики традиционно остаётся высокой. По мере роста взаимозависимости государств в условиях глобализации необходимость сохранения культурного наследия, формирование успешного, конкурентоспособного имиджа только возрастает. Поэтому Швеция постоянно совершенствует систему ведения культурной дипломатии и уделяет большое внимание разнообразным способам осуществления внешней культурной политики.

Список источников:

  1. Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Теоретические аспекты проблемы внешней культурной политики // Америка и мир: история и современность. СПб., 2006 — 277 с.
  2. Смирнов, С. Роль публичной дипломатии в формировании национального бренда. Режим доступа: http://sergiosmirnov.ru/?p=1317
  3. Barghoorn, F.C. The Soviet Cultural Offensive. The role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy.Princeton, 1960 – 353 р.; р. 10-11.
  4. Kirby G. Public diplomacy and FCO. URL:www.britishcouncil.org
  5. Harding T.,Sweden: Country Profile (Conpendium of Cultural Policies and Trends inEurope), 2010 – 44 p., p. 2
  6. Обзорный доклад о культурной дипломатии Швеции за 2011 г. Института культурной дипломатии (США): http://www.culturaldiplomacy.org/culturaldiplomacynews/content/pdf/Cultural_Diplomacy_Outlook_Report_2011_-_03-14.pdf
  7. Сайт Международной программы для художников в Швеции, раздел Iaspis, «О программе» (About Iaspis): http://www.konstnarsnamnden.se
  8. Сайт Центра Северной культуры: раздел «Культурные учреждения в Северном регионе» (Nordic cultural contacts): http://www.kulturkontaktnord.org/lang-en/nordic-culture-point/nordic-cultural-contacts; раздел «Программа по культуре и искусству» (Culture and Art Programme): http://www.kulturkontaktnord.org/lang-en/forms-of-funding/culture-and-art-programme
  9. Сайт Шведского Совета искусств, раздел «Международная деятельность» (International activities): http://www.kulturradet.se/en/In-English/International-activities/
  10. 10.  Сайт Северного сотрудничества, раздел «О сотрудничестве в области культуры и искусства» (About Nordic Co-operation on Art and Culture): http://www.norden.org/en/about-nordic-co-operation/areas-of-co-operation/art-and-culture/about-nordic-co-operation-on-art-and-culture

11. Сайт Северного культурного фонда: http://www.nordiskkulturfond.org

12. Культурная дипломатия в действии (статья)/ Профсюзная организация студентов ННГУ им. Лобачевского. Режим доступа: http://profcomunn.ru/?p=1855

13. Сайт статистических данных по Швеции: http://www.scb.se

14. Сайт Шведского института: http://www.si.se

15. Сайт Шведской международной программы по развитию, разделы «О нас» (About us), «Страны и регионы» (Countries and regions): http://www.sida.se

16. Международный шведский портал: http://www.sweden.se

17. Сокращённое содержание Законопроекта о культуре на сайте Правительства Швеции. Режим доступа: http://www.sweden.gov.se/content/1/c6/15/21/01/32cfb85b.pdf 

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • Live
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • RSS
Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

1 комментарий: Янина Пинчук: Культурная дипломатия Швеции: организационный аспект

  1. Константин Рахно пишет:

    Одна из немногих НАУЧНЫХ статей о политике с фактами на данном сайте

    [Reply]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

  • «… Зажги свой огонь.
    Ищи тех, кому нравится, как он горит»
    (Джалалладин Руми)

    «… Есть только один огонь — мой»
    (Федерико Гарсиа Лорка)

    «… Традиция — это передача Огня,
    а не поклонение пеплу»
    (Густав Малер)

    «… Традиционализм не означает привязанность к прошлому.
    Это означает — жить и поступать,
    исходя из принципов, которые имеют вечную ценность»
    (Артур Мёллер ван ден Брук)

    «… Современность – великое время финала игр олимпийских богов,
    когда Зевс передаёт факел тому,
    кого нельзя увидеть и назвать,
    и кто все эти неисчислимые века обитал в нашем сердце!»
    (Глеб Бутузов)